Path of Exile 2 вышла в Ранний доступ сегодня (6 декабря 2024 года), и если вы читаете эту статью, а не сидите в очереди на вход (просто предположение), то у вас, вероятно, есть только один вопрос: стоит ли платить 30 долларов (или больше), чтобы поиграть в Path of Exile 2? Учитывая, что вы фактически платите за помощь в разработке недоделанной игры, которая станет free-to-play, когда выйдет полностью, это вполне справедливый вопрос. У меня была возможность поиграть в Path of Exile 2 в течение нескольких дней, и я бы сказал, что для большинства людей ответ будет однозначно положительным.
Обзор Path of Exle 2
Как мы сюда попали
Компания Grinding Gear Games (GGG) была основана в 2006 году Крисом Уилсоном, Джонатаном Роджером и Эриком Олофссоном. Задавшись целью создать инновационную ролевую онлайн-игру, которая понравилась бы хардкорным геймерам, Path of Exile была выпущена в октябре 2013 года для Microsoft Windows, затем в 2017 году появилась версия для Xbox One, а в 2019 году – для PlayStation 4.
Path of Exile – это бесплатная ролевая игра с видом сверху вниз (ARPG) в том же духе, что и серия Diablo. Действие игры происходит в мрачном фэнтезийном мире Wraeclast, игрок берет под свой контроль «изгнанника» и просыпается на берегах Wraeclast, колонии на соседнем острове Oriath. Пройдя ряд заданий, игрок узнает историю Wraeclast и побеждает многочисленных боссов, спасая Wraeclast и Oriath от злых сил.
GGG и Path of Exile получили широкую известность за годы своего существования по многим причинам. GGG прославилась тем, что решила поддержать свою free-to-play игру чисто косметическим магазином и магазином товаров для улучшения качества жизни, избежав «платных» предметов, которыми пестрят другие игры.
Path of Exile выделяется из общего ряда благодаря огромному дереву навыков, которое по форме напоминает паутину. Все шесть доступных классов используют одно и то же дерево навыков, каждый из которых начинается в своей точке внутреннего круга дерева. Отсюда игроки могут продвигаться по древу по своему усмотрению, стирая границы между традиционными классами и создавая уникальные и мощные билды.
В паре с деревом навыков в PoE работает система активных навыков. Игроки получают навыки с помощью драгоценных камней, которые вставляются в оружие и броню. Эти самоцветы дают игроку как активные, так и пассивные умения. Умения могут быть улучшены путем установки камней поддержки в «связанные» слоты, что дает им дополнительные баффы, такие как увеличение продолжительности действия, дополнительный урон и т.д.
Как и в любой настоящей ARPG, в Path of Exile безумное количество снаряжения. Помимо бонусов к атаке и защите, снаряжение также имеет дополнительные модификаторы в зависимости от его редкости, и многие билды персонажей строятся вокруг одного или нескольких уникальных предметов. Броня и оружие также имеют случайное количество слотов для драгоценных камней. У небольших предметов, таких как перчатки, сапоги и шлемы, может быть до четырех слотов, а у нагрудных предметов и оружия – до шести. Самое желанное снаряжение имеет максимальное количество слотов, причем все они связаны между собой. Таким образом, один навык атаки может быть связан с пятью самоцветами поддержки.
Как и следовало ожидать, получить полный комплект снаряжения с максимальным количеством связанных слотов одному игроку очень маловероятно. В Path of Exile появилась внутриигровая экономика. Вместо золота игроки PoE собирают различные виды валюты. Каждый вид валюты используется для улучшения снаряжения: изменения атрибутов, повышения редкости, добавления слотов для драгоценных камней или изменения их цвета. Игроки могут свободно обменивать ненужный лут на собранную ими валюту и в итоге тратят недели на добычу снаряжения и валюты, а затем используют их для обмена или создания лучшего снаряжения для своего персонажа.
За десятилетие, прошедшее с момента выхода GGG, в нее периодически добавлялись новые системы лута и геймплейные механики. Каждое обновление ознаменовывало начало новой Лиги, в которой игроки, по сути, начинали новых персонажей, гонялись до максимального уровня и добывали новый набор снаряжения. В конце каждой Лиги в основную игру добавлялись популярные механики, а для следующей Лиги вводилась новая механика.
С годами все эти дополнения и модификации сделали Path of Exile очень пугающей для новых игроков, а ветераны будут пропускать все необязательные механики в процессе получения уровня. Несколько лет назад GGG осознала это и начала работу над Path of Exile 2. Изначально предполагалось, что это будет расширение к PoE, но в итоге GGG решили сделать PoE2 отдельной игрой. И вот сегодня мы здесь, готовые погрузиться в игру и проверить все, что может предложить Path of Exile 2.
Path of Exile 2 – что изменилось, а что нет?
Действительно ли Path of Exile 2 так сильно отличается от Path of Exile? И да, и нет. Вот самая простая аналогия, которую я могу придумать, чтобы ответить на этот вопрос. Вы купили машину в 2013 году, и она была хороша. Теперь, десять лет спустя, вы идете покупать другую машину. Как и у машины, которую вы купили десять лет назад, у нее все еще есть четыре колеса, четыре двери, приборная панель и какой-то двигатель, который заставляет ее двигаться вперед. Но теперь у вашей машины есть дистанционный запуск, дверь отпирается простым прикосновением к ручке, в центре приборной панели находится большой информационный экран, и она даже может сама управлять автомобилем. Кое-что изменилось, кое-что нет, но в целом впечатления гораздо лучше.
И PoE2 именно такова. GGG не создает новую ARPG, которая навсегда изменит представление о том, как делаются ARPG. По своей сути PoE2 будет казаться очень знакомой тем, кто играл в PoE. Вы все так же будете уничтожать мобов, исследуя карту, и убивать боссов, чтобы продвинуться по сюжету. А после завершения кампании вы потратите время на добычу снаряжения и навыков, которые вам понадобятся, изучая узлы на Атласе.
Все основные системы, из которых состояла PoE, остались здесь, но многие из них изменились. Некоторые изменения – это небольшие доработки. Другие – полная переработка.
Создание персонажа и классы
В создании персонажа мало что изменилось. Как и в PoE, создание персонажа сводится к выбору класса, имени и нажатию кнопки «Продолжить». Экран выбора персонажа оказывает большее влияние на создание мрачного настроения игры. Я предоставлю вам самим прочувствовать начальную сцену, но скажу лишь, что GGG не оставляет вас в подвешенном состоянии. Короткая кинематографическая последовательность оставила меня в предвкушении свежего знакомства с ARPG, но, увы, GGG отдает дань уважения PoE, заставляя вас оказаться в воде на песчаном берегу, прежде чем перейти к обучающей части игры.
Что касается выбора персонажа, то на старте Early Access в игре будут присутствовать шесть из двенадцати запланированных классов. В первый день вы сможете выбрать между Воином, Колдуном, Ведьмой, Наемником, Рейнджером и Монахом, а Тень, Тамплиер, Охотница, Друид, Мародер и Дуэлист появятся позже.
- Воин – основной атрибут воина – сила – возвращается, чтобы повторить свою роль в Hulk Smash. Это боец ближнего боя, который использует слэмы и дебаффы, чтобы уничтожать врагов. Воин может броситься в бой, а затем использовать свою силу и выносливость, чтобы одолеть противника, обмениваясь ударами в ближнем бою.
- Ведьма – основываясь на атрибуте «Интеллект», ведьма может призвать армию нежити, чтобы та выполнила ее приказ. Находясь в стороне и управляя своими приспешниками, ведьма может использовать свой жезл для заклинаний хаоса и костей, чтобы получить дополнительную силу атаки и защиты.
- Рейнджер – Рейнджер – это типичный пиу-пиу. Класс, основанный на ловкости, использует свой лук, чтобы обрушивать на врагов молнии, лед и яд, ловко маневрируя по полю боя.
- Колдунья – подобно заклинателям из других ARPG, колдунья использует свой интеллект, чтобы использовать элементальные заклинания для уничтожения групп мобов. Колдунья не очень хорошо подходит для ближнего боя, она использует эффекты состояния стихий, накладываемые заклинаниями, чтобы обездвижить врагов и увеличить свой сырой урон.
- Наемник – новый класс для Path of Exile 2. Наемник сочетает в себе атрибуты силы и ловкости, чтобы создать класс типа «двухстрелочного шутера». В качестве основного оружия Наемник использует арбалет, оснащенный множеством специальных болтов, а также различные гранаты для создания комбо-атак.
- Монах – еще один новый класс, в качестве основного оружия монах использует квотерстаф. Ловкость и интеллект – основные атрибуты монаха, позволяющие ему быстро передвигаться по местности, используя атаки ближнего и среднего боя и заклинания для поражения врагов.
Если вы опасаетесь, что акцент GGG на классах может ограничить разнообразие создания персонажей, то не стоит. Каждый класс начинается с определенного места на древе умений, которое соответствует его родовому архетипу, но, как и в PoE, игрок волен переходить невидимые границы в другие области древа, выбирать любое оружие и экипировать любой драгоценный камень, лишь бы его статы были достаточно высоки.
Самоцветы
Самоцветы умений по-прежнему являются неотъемлемой частью PoE2. По-прежнему есть самоцветы активных умений и самоцветы поддержки, и вы все еще используете самоцвет, чтобы получить его силу, но это делается не путем добавления самоцветов в снаряжение. Новый метод использования самоцветов был упрощен. Теперь самоцветы добавляются в слоты, открывая отдельную страницу самоцветов умений. Для самоцветов умений предусмотрено десять слотов, а для каждого самоцвета доступно до пяти слотов поддержки.
Изменился и способ получения самоцветов навыков. Исчезли случайные выпадения и торговец драгоценными камнями. Теперь вы получаете необработанные самоцветы умений и необработанные самоцветы поддержки в качестве дропа с боссов и награды за выполнение квестов по мере прохождения кампании. Щелкнув по самоцвету, вы можете выбрать нужное умение, уровень которого определяется уровнем самоцвета. Драгоценные камни больше не повышают уровень, получая опыт. Чтобы повысить уровень самоцвета, достаточно использовать неограненный самоцвет более высокого уровня для улучшения текущего навыка.
Самоцветы умений можно добавлять и удалять в любое время, а самоцветы поддержки можно свободно перемещать в разные умения. Это означает, что вы можете быстро и легко опробовать различные комбинации самоцветов, тем более что вам не нужно добывать снаряжение с правильными цветами слотов или связями.
Чтобы вы не переусердствовали, GGG ввела некоторые ограничивающие факторы при выборе самоцветов. На первых уровнях в Skill Gems открыты только два слота для самоцветов поддержки, а по мере развития персонажа открываются дополнительные слоты. Вам не будут выпадать самоцветы каждые пять секунд, поэтому вам придется заранее решить, какие навыки для вас наиболее важны.
Еще более сложное решение вам предстоит принять при назначении самоцветов поддержки. Во весь билд можно включить только один самоцвет каждого типа. Прошли те времена, когда каждое умение увеличивало скорость броска, увеличивало количество снарядов и дополнительных зарядов. Теперь получить нужные вам самоцветы стало гораздо проще, но понять, куда их применить, гораздо сложнее.
Фляги и чары
Система фляг в PoE2 также претерпела значительные изменения. Вместо пяти слотов для фляг у вас теперь есть только две фляги – для здоровья и маны. Каждая фляга по-прежнему расходует заряды при использовании и пополняется за счет убийства монстров. Поскольку в PoE вы бегаете только с одной флягой, это не слишком значительное изменение.
Большим изменением является изменение трех других слотов для фляг. Вместо колб, которые нужно было активировать вручную, в этих слотах теперь хранятся чары. Общее количество слотов для чар определяется уровнем вашего пояса, а максимальное количество слотов может достигать трех. Чары по-прежнему активируются ситуативно, но теперь это происходит автоматически, а не вручную. Например, рубиновые чары автоматически накладывают бафф сопротивления огню, когда вы получаете урон от огня.
Чары обладают той же функциональностью, что и фляги, но при этом не нужно мучиться с ручной активацией. Недостатком является то, что вы теряете возможность выбирать, стоит ли в определенной ситуации использовать эти предметы ограниченного применения. Я вижу, как высококвалифицированные игроки возненавидят это изменение, поскольку они потеряют самостоятельность. Как казуальный игрок – после 10 лет PoE я все еще плохо играю в игру – я с удовольствием отказываюсь от контроля над ситуационными баффами.
Бой
Как я уже говорил, PoE2 – это все еще нисходящая ARPG, и бегать по зонам, убивая монстров, – это то, ради чего все и затевалось. Но бои в Path of Exile 2 ощущаются иначе.
Бои в Path of Exile 2 сложнее, чем раньше. Я никогда не был лучшим игроком в PoE и всегда находил множество способов умереть, но многие из этих смертей были вызваны недостатком внимания или неаккуратной игрой. Во время прохождения PoE2, даже когда я был сосредоточен и старался изо всех сил, я все равно замечал нарастание сложности.
Отчасти это связано с незнанием новых классов, умений и монстров. Некоторых боссов мне приходилось проходить по нескольку раз, меняя камни поддержки или возвращаясь на более высокий уровень, чтобы наконец-то справиться с ними. Но дело не только в этом. Если в PoE основные монстры просто таяли, то теперь их нужно бить несколько раз. В то же время эти монстры бьют сильнее, чем когда-либо, вероятно, потому, что вы не можете использовать все камни поддержки, как раньше.
Также кажется, что лут падает с меньшей частотой, а редкие и уникальные предметы появляются гораздо реже. Я прошел несколько уровней, не найдя лучшего снаряжения, особенно после того, как нашел приличную редкость. Возможно, на более высоких уровнях ситуация изменится, но в этом случае я чувствовал себя уязвимым. Я никогда не чувствовал себя слишком сильным, как в PoE, и, если быть честным, эта версия боя мне нравится больше.
Другая причина, по которой бой кажется другим, заключается в том, что механически он таким и является. Игроки теперь могут уклоняться! Знаю, звучит просто, но это действительно меняет темп боя, особенно во время схваток с боссами. Как персонаж ближнего боя, это означает, что вы не полагаетесь только на свои навыки передвижения, чтобы избежать атак боссов. Идеально выполненное уклонение означает, что я сразу же возвращаюсь к нанесению урона. Неудачно выполненный финт также означает, что я, возможно, мертв или, по крайней мере, стою на пятках, пытаясь оправиться от сильного удара.
Уклонение также может выступать в роли кнопки Oh-S***. Уклонение сразу же отменяет анимацию умения, поэтому неудачно выбранное время атаки не означает автоматической смерти. Хотя я не достаточно опытен, я уверен, что многие игроки будут использовать это, чтобы стать неуязвимыми боевыми машинами.
Движение с помощью WASD
Одновременно с изменениями в бою GGG добавила в Path of Exile 2 движение с помощью WASD. Сначала я подумал, что это просто приятное дополнение для тех, кому не нравится движение с помощью мыши, и начал играть за своего Рейнджера по старинке.
Я с удовольствием проходил зоны с помощью мыши, пока не попробовал новый класс «Наемник». Мне было сложно маневрировать во время стрельбы, и я часто стрелял не в цель, отбиваясь от врагов. Как только я переключился на WASD, я был поражен разницей. А как только я переключился на рейнджера и монаха, я понял, что у нас на руках геймплейная новинка.
Графика
Я люблю Path of Exile независимо от того, как выглядит графика, и это относится практически к любой экшен-игре. Я в любой день приму хороший геймплей за графику. Однако при прочих равных условиях я предпочту лучше выглядящую игру, чем уродливую. И давайте признаем, что PoE не очень красива.
Poe2 по-прежнему мрачная и угрюмая, но не сразу заметишь, что PoE2 намного четче и детальнее своей предшественницы. Зоны гораздо более детализированы и проработаны. Модели персонажей и анимация выглядят великолепно, а эффекты заклинаний в бою выглядят четко. PoE2 по-прежнему не претендует на награды за визуальное оформление, но все же это очень приятное улучшение.
Обновления QoL
Многие различия между Path of Exile 1 и 2 заключаются в улучшении качества жизни. Ни одно из них не является революционным, но в совокупности они дают огромную разницу.
Улучшенные всплывающие подсказки – само собой разумеется, что лучшие всплывающие подсказки – это просто лучше. Начиная с листа персонажа и заканчивая панелью гемов умений, всплывающие подсказки стали намного лучше. Например, на картинке ниже изображен экран информации о персонаже. Все данные о персонаже представлены в одном окне с возможностью прокрутки. Все основные ключевые слова подчеркнуты и снабжены гиперссылками. При наведении курсора на ключевое слово отображается дополнительная информация, а при нажатии Alt-клика на ключевом слове открывается всплывающее окно с той же информацией. Alt-щелчок по другому ключевому слову выведет на экран его информацию, и так далее. Все чисто, лаконично и очень удобно для пользователя.
- Контрольные точки – в PoE2 есть несколько контрольных точек в одной зоне. В случае смерти вам больше не придется бежать через всю карту, чтобы вернуться в предыдущую точку. Теперь у вас есть возможность воскреснуть в ближайшей контрольной точке, что позволит вам быстро вернуться в игру.
- Пауза при отключении – нет ничего хуже, чем оказаться в середине боя с боссом и потерять связь. Раньше единственным выходом было смириться и начать бой заново. В PoE2 ваш прогресс приостанавливается. При повторном входе в игру вы вернетесь в прежнее состояние, предшествующее отключению, и будете готовы продолжить бой. Некоторые люди высказывали опасения, что этим можно злоупотреблять. Я не жульничаю, и меня не волнует, если это делаете вы. Для меня это огромное удобство и гарантия того, что то немногое время, которое у меня есть на игру, не будет потрачено на многократное повторение одних и тех же действий из-за отключений.
- Улучшенная совместимость с контроллерами – я предпочитаю мышь и клавиатуру, но все, кому нравится использовать контроллер на ПК, будут рады найти очень удобный интерфейс для контроллеров. Все меню перенастроены с учетом особенностей контроллера, а навигация плавная и интуитивно понятная.
- Улучшенная карта мира – Карта мира в PoE2 – это больше, чем просто переключатель маршрутных точек. На карте отмечено общее расположение редких монстров, встреч с боссами и точек интереса. Посещенные локации и побежденные боссы закрашиваются серым цветом, так что вы ничего не пропустите во время своего приключения.
Проблемы раннего доступа
Не все в Path of Exile 2 – солнечный свет и радуга. У меня была возможность поиграть в Path of Exile 2 на двух разных системах. Первая – моя повседневная машина. Она значительно превосходит рекомендованную систему с Ryzen 9 7900X, RTX 3080 и 32 ГБ оперативной памяти. Другой компьютер имеет минимальные характеристики: Ryzen 3550H, Nvidia GTX 1660Ti и 16 ГБ оперативной памяти.
В целом производительность игр оказалась довольно высокой. Обе системы способны запустить Path of Exile 2 с приемлемой частотой кадров. На low-end системе частота кадров держится на уровне 50 fps при 1080p с высокими настройками, хотя при большом количестве монстров на экране наблюдаются провалы до 30 fps. Уменьшение теней до более низких настроек повысило среднюю частоту кадров до 50 с лишним, что в большей степени сказалось на сценах больших боев, где падение частоты кадров было менее сильным и оставалось в пределах от низких до средних 40 с лишним.
Баги могут и будут мешать вам наслаждаться игрой. В конце концов, это игра раннего доступа. Я бы не сказал, что это происходит часто, но у меня были нерегулярные вылеты на рабочий стол на обеих системах. У меня также было несколько случаев заикания видео и нечастых многосекундных зависаний. Чаще всего это происходило на моей низкопроизводительной машине, но случалось и на более мощном компьютере.
Другие проблемы не столько связаны с производительностью, сколько являются обычным явлением для релиза Early Access – часть игры отсутствует. Например, только три из шести актов доступны для игры. Пройдя все три акта, вы должны пройти их во второй раз на более сложном уровне, чтобы смоделировать время, необходимое для достижения конечного игрового контента. Впрочем, могло быть и хуже. Многие игры раннего доступа оставляют вас в подвешенном состоянии, и вам ничего не остается, как ждать, пока не выйдет новый контент.
Заключительные мысли
Сиквелы ARPG обычно имеют хороший послужной список. Diablo 2, Torchlight 2 и многие другие сиквелы получили признание критиков. У Path of Exile 2 есть все шансы сделать то же самое. Сейчас, когда Path of Exile 2 выходит в Early Access, GGG находится на пути к тому, чтобы взять десятилетний опыт разработки Path of Exile и пропустить его через сито, чтобы отсеять все самое лучшее. Сейчас они занимаются доработкой и полировкой этих кусочков.
Внеся лишь незначительные изменения в культовое дерево пассивных умений, GGG сохранили в неприкосновенности то, что отличает PoE от других. В то же время переработка систем фляг и самоцветов – это столь необходимое обновление. Обе системы по-прежнему обеспечивают гибкость построения, которая является основным компонентом любой ARPG, и в то же время делают продвижение к концу игры гораздо менее запутанным для новых игроков.
GGG также убили двух зайцев одним выстрелом, убрав нагромождения, оставшиеся от огромного количества механик лиги, и переместив их туда, где им самое место в качестве конечного игрового контента. И опять же, в PoE2 процесс получения уровней стал намного чище, чем в предшественнице. И это еще не считая улучшенной и цельной сюжетной линии PoE2, которой вы сможете насладиться уже во время первого прохождения игры.
Итак, вернемся к первоначальному вопросу о том, стоит ли вам тратить 30+ долларов на участие в программе раннего доступа Path of Exile. Если вы давно играете в PoE, то это не вопрос. GGG любезно решила перенести всю косметику, которую вы ранее приобрели, на ваш аккаунт в PoE2. И давайте признаем, что все время и деньги, потраченные на игру, могут стать огромным препятствием для перехода на продолжение. Теперь существующие игроки смогут наслаждаться всеми QoL-обновлениями и переделками системы, пока они будут добираться до конца игры и добывать новое снаряжение.
Для потенциального нового игрока, который раздумывает над тем, чтобы выложить немного денег за участие в Early Access, ответ может быть не таким однозначным. Есть несколько вполне веских причин, по которым стоит воздержаться от PoE2 до ее полноценного релиза в будущем. Если вы начнете играть прямо сейчас, то получите лишь часть полной игры. В ней всего три акта и половина персонажей. Со временем некоторые элементы геймплея и основные механики изменятся, и вам еще придется столкнуться с множеством ошибок, некоторые из которых приводят к краху игры.
Конечно, любой игрок-ветеран скажет вам, что стоит выложить минимум 30 долларов, чтобы начать играть в PoE2 прямо сейчас, и я соглашусь с ним. Вы, вероятно, получите 30 с лишним часов игры, просто пройдя существующую часть сюжета, включенного в Early Access, плюс бонусное время, которое вы потратите на перемалывание карт и другого контента в конце игры. Да, есть баги, с которыми придется бороться, но давайте будем честными: в любой игре, которую вы возьмете в руки, будь то Early Access или полноценный релиз, будут баги. Да, это слабый аргумент, но я считаю, что то, что вы получите, стоит того, чтобы потрудиться. Это только мое мнение, и ваше может отличаться. Если вы все еще считаете, что Ранний доступ не для вас, и вы никогда не играли в Path of Exile, у вас есть еще один вариант. Пока что пропустите ранний доступ PoE2, скачайте оригинальную PoE и попробуйте.