ММО Pax Dei привлекла мое внимание с момента появления подробной информации о ней от разработчика Mainframe Industries. Это MMO-песочница, где все зависит от игрока – от городов и поселений, в которых живут игроки, до грубых льняных нитей, из которых они прядут одежду, – прихоти и действия игроков определяют все аспекты жизни в MMO.
Концепция Pax Dei представляет собой два моих любимых аспекта как ММО, так и крафтовых игр на выживание. С одной стороны, игрокам предоставляется невероятная возможность проявить свой творческий потенциал в построенных ими сооружениях, что всегда подчеркивали такие игры, как Valheim и ARK: Survival Evolved. Мне также нравится, что благодаря тому, что каждое взаимодействие в игре зависит от действий игрока, социальный аспект старых добрых ММО жив и здоров.
Этот второй момент особенно ярко проявился во время предварительного просмотра альфа-тестирования Home Valley, которое стартует уже завтра. Компания Mainframe Industries пригласила нас на раннее альфа-тестирование, чтобы получить представление об игровом процессе в том виде, в котором он существует в MMO. В центре внимания – социальные аспекты ремесленничества в Pax Dei: получение участка земли для работы, строительство поселения, совместная работа с игроками для расширения и ознакомления с социальным геймплеем.
Хотя в альфа-версии игры присутствуют боевые действия – вы можете охотиться на диких животных и выходить за пределы родной долины, чтобы пройти несколько базовых подземелий, – это не главное. PvP даже отключено, чтобы обеспечить мирную игру между игроками в тесте. Это не значит, что в финальной версии игры не будет PvP – оно обязательно будет. Но сейчас, во время первого альфа-теста, основное внимание уделяется тому, что разработчики называют “основным контуром мирного геймплея“.
Создание дома и очага
Поскольку это социальный опыт, Mainframe предложил нескольким членам нашей команды и друзьям присоединиться к тестированию. Я пришел первым. Pax Dei прекрасно выглядит на всех скриншотах – и не менее прекрасно выглядит в движении, благодаря тому, что Mainframe использует движок Unreal Engine 5. Опустив своего персонажа в лес Арденн, золотистый свет проливался сквозь полог листвы и ветвей над головой – мир Pax Dei был прекрасен. Несмотря на то, что это еще очень ранняя стадия, и я ожидаю, что в дальнейшем будут включены дополнительные возможности Unreal Engine, включая полноценный цикл дня и ночи, а не временный, как сейчас в альфа-версии, первое впечатление остается очень привлекательным.
Поскольку игра представляет собой “песочницу”, то с момента входа в игру в ней нет никаких ориентиров. Хотя на данный момент в альфа-версии игры есть полезное руководство по началу игры, в ней нет ни квестов, ни четких целей, которым нужно следовать. Вы можете исследовать Сердечные земли или опасные Дикие земли за пределами спокойных границ по своему усмотрению. Мы с другом решили просто выбрать направление и отправиться в путь на свой страх и риск.
Натолкнувшись на разрушенное строение, которое мы приняли за полуразрушенный дом игрока, мы были удивлены, увидев снаружи поджидающих нас врагов. Не прошло и нескольких минут, как наши персонажи превратились в тлеющие кучи шлака, разрушаемые живущими там магами, использующими заклинания.
Дикие земли – это не шутка, особенно без доспехов и оружия – каменный топор не является оружием.
Вместо этого мы стали исследовать окрестности и наткнулись на процветающую деревню, расположенную на берегу реки на востоке. Этот город был полностью построен игроками, участвовавшими в пре-альфа-тестировании до нас, как памятник тому, на что способны игроки при совместной работе. Это огромный средневековый город с домами из плетня и дуба, рынками, ремесленными мастерскими и многим другим. Прогулка по дорожкам, созданным игроками, и масштабность их работы поражали воображение, и это дает представление о том, что, как надеются разработчики, будет органично развиваться в живом мире после запуска Pax Dei.
Каждый игрок получает свой собственный участок земли. Вы можете выбрать любое место, где бы вы ни поселились, и основать свой дом, но очень важно, чтобы рядом находились другие игроки, особенно те, кто состоит в вашем клане – версии гильдий в Pax Dei. Строя на участках, которые связаны между собой, вы можете эффективно расширить общую площадь застройки для себя и своего клана, позволяя строить на участках друг друга. Мы с друзьями так и поступили: использовали свой участок в качестве дома, пока строили крыльцо для размещения ремесленных станций, и начали использовать другой участок для размещения больших кузниц и печей, необходимых для производства железа и кузнечного дела.
Если вы построите его, они придут
Если вы играли в другие крафтовые игры на выживание, то процесс строительства в Pax Dei будет вам знаком. Вы собираете ресурсы, а затем перерабатываете их в составные части для возведения фундамента, стен, лестниц и т.д. Части здания могут защелкиваться, что облегчает создание целостных конструкций, но при желании можно отстегнуть элементы и разместить их более свободно, если вам нужен дополнительный уровень выразительности. Мне приходилось поднимать каменные фундаменты, чтобы они были не вровень с землей, а на возвышенной платформе, что выглядело гораздо лучше, чем если бы мы просто поставили наш коттедж и окружающие его элементы на холодную твердую землю.
Следует отметить, что вы просто не сможете разместить все на одном участке. Некоторые ремесленные станции, такие как печь с мехом, сами по себе огромны и занимают большую площадь на участке. Именно в этом случае объединение участков становится очень полезным – благодаря наличию общей недвижимости можно планировать и размещать предметы без быстрого исчерпания пространства.
На данный момент нет большого разнообразия в том, что можно построить – стандартная стена коттеджа, плетень и каменная стена, но начало положено. А мне очень нравится строить в этих играх, несмотря на отсутствие таланта и архитектурного творчества, чтобы построить что-то впечатляющее. Некоторые постройки и участки в нашем уголке мира – кстати, карта мира имеет площадь 300 км в квадрате – просто невероятны и действительно подчеркивают гениальность и креативность людей. К югу от нас, у реки, есть группа игроков, построивших небольшую деревушку из трех домов с кузницей и производством древесного угля, на которую я люблю просто смотреть каждый раз, когда отправляюсь на поиски льна.
Для тех, кто завтра отправится в альфа-версию Home Valley, хочу отметить одну вещь: ресурсы, по большей части, находятся в изобилии. Не нужно далеко ходить, чтобы найти глину, камень, железо, дерево и многое другое, чтобы начать строить по своему вкусу. Отчасти альфа-версия предназначена для того, чтобы проверить все это на практике – было бы странно, если бы ресурсов для этого не было в изобилии. Но в полной версии игры все будет не так. По замыслу разработчиков, в MMO будет борьба за ресурсы: игроки будут прокладывать торговые маршруты для доставки товаров из одного города в другой или сражаться за контроль над этими ресурсами в PvP. Так, если деревня построена вблизи изобилия железа, но может нуждаться в глине, может быть организована торговля – с бандитами, готовыми совершать налеты на торговые конвои, или баронствами, ведущими войну за контроль над ресурсными узлами.
Однако в альфа-версии Pax Dei поиск предметов для строительства не был проблемой – настоящая борьба происходила в процессе изготовления самих предметов.
Сложность ради сложности
Я люблю сложные ремесла. Я очень ценю, когда игры не просто дают вам базовые материалы, а затем позволяют просто создать шедевр, но вместо этого предусматривают некоторую детализацию. Заставьте меня совершенствовать вещи, создавать их поэтапно, чтобы я чувствовал себя настоящим достижением в создании этих мощных предметов.
EVE Online – идеальный пример, когда для создания нового корпуса часто требуется не только чертеж, но и материалы – зачастую несколько разных типов. На другой стороне медали – The Lord of the Rings Online, в которой рецепты ремесел могут быть выполнены с помощью определенного количества рафинированных материалов, изготовленных в основном на одной и той же ремесленной станции.
В то же время Pax Dei больше похожа на Dual Universe или Atlas – сложная, но не настолько, чтобы служить игре в целом.
В альфа-версии некоторые процессы излишне утомительны. Отчасти это связано с количеством сырья, необходимого для переработки. 60 заболони для создания 30 древесного угля или 40 нерафинированной железной руды и 80 древесного угля для создания 20 железных слитков – кажется, что это очень много, и когда вы добываете эти материалы самостоятельно, это определенно так и есть. Я мог часами ходить туда-сюда от угольных печей, печей для обжига и печей для производства кирпичей, чтобы получить достаточно рафинированного материала для строительства нового сооружения, а потом все повторять и повторять.
Стоимость этих рецептов сейчас кажется высокой и в некоторых случаях излишне утомительной. Если вы работаете в большой группе, то при запуске полной версии игры, когда игроки будут объединяться в кланы и общества, это снизит нагрузку на отдельного игрока. Но в данном тесте это выглядит как перебор.
Действительно, я потратил целый эпизод сериала Netflix “Корона”, пытаясь достать льняную нить, необходимую мне для изготовления ткацкого станка, – 40 льняных нитей. После поиска льна, его переработки в грубую льняную нить, затем в грубую льняную ткань, а затем в саму льняную нить, к концу эпизода у меня было всего 23 нити. Это кажется запутанным.
Поскольку ремесло также основано на навыках, при попытке изготовить что-либо можно потерпеть неудачу, потеряв при этом материалы. Особенно сильно это ощущалось во время создания моего первого меча. Потратив большую часть дня на измельчение железной руды и древесины для получения древесного угля, я провалил две первые попытки выковать сам клинок, являющийся частью рецепта. Я был недостаточно высок в кузнечном деле, которое ощущается через создаваемые предметы, и моему персонажу было трудно их делать. Если это слишком сложно, то шанс потерпеть неудачу выше. По мере того как вы будете повышать свой уровень и в конце концов выведете компонент за пределы уровня, он станет проще до такой степени, что станет тривиальным, и вы больше не будете получать опыт при изготовлении компонента. Но, особенно если речь идет о более специализированных ремесленных профессиях, для этого требуется много отточенного материала.
И здесь я вижу, что сложность работает как на социальный элемент, так и против него. С одной стороны, найдутся игроки, которые захотят сделать себе имя на сервере в качестве мастера-ремесленника, к которому игроки по всему серверу приходят, потому что он умеет делать вещи легко и быстро. Это поможет такому игроку, зарабатывая деньги на рынке игроков и комиссионные от других игроков. Кроме того, это освобождает других игроков от необходимости заниматься своими делами, будь то прохождение подземелий в поисках редкого лута, необходимого для ремесла, или специализация на другой профессии.
Возможно, я не хочу тратить время на прядение льняных нитей, но, может быть, мне нравится ремесленный цикл создания мечей, топоров и другого оружия. Доступ к поставщику древесного угля, железа или просто членство в гильдии, где это сырье постоянно предоставляется, может упростить этот сложный цикл ремесла.
С другой стороны, сложность и огромное количество материалов, необходимых в Pax Dei, могут оттолкнуть от игры всех, кроме самых хардкорных игроков, что в условиях современной MMO может оказаться неприемлемым. Необходимо найти такой баланс, при котором игра будет сложной, но не занудной, чтобы не возникало ощущения, что Pax Dei не уважает время, потраченное на ее прохождение. Сейчас мы чувствуем себя ближе к последнему.
Именно поэтому вы проводите альфа-версию так рано. Я уверен, что команда Pax Dei будет дорабатывать, балансировать и работать с тестировщиками на протяжении всего процесса альфа- и бета-тестирования, чтобы создать правильный опыт. Можно найти способ сохранить сложность ремесла, которая порадует игроков, обожающих подобные игровые циклы – в том числе и меня, – и в то же время сделать так, чтобы “гринд” уважал ваше время.
Несмотря на эти жалобы, я не переставал заходить в игру, чтобы проверить производство древесного угля или поохотиться на медведей ради их шкур, чтобы начать делать доспехи. Pax Dei – это игра как раз для меня, как для человека, которому давно нравится сочетание ремесленной игры на выживание и MMO. Мне не терпится увидеть, как Mainframe воспользуется результатами этого широкого тестирования и как улучшит игру в будущем.
С серверами, способными вместить тысячи человек одновременно, мне не терпится увидеть, как все изменится по мере того, как все больше игроков будут подключаться к игре в период альфа-тестирования и после него. Как все это будет выглядеть, когда игрокам придется конкурировать за эти ресурсы? Как будет работать PvP? Что побудит игроков отправиться в Дикие Земли, чтобы покорять подземелья, покинув безопасный дом и очаг? Нам предстоит увидеть.