За прошедшие годы появилось множество теорий о том, почему жанр MMO продолжает угасать. World of Warcraft возглавляет многие списки либо потому, что нерентабельность «Убийц WoW» подтолкнула разработчиков к более зеленым пастбищам, либо потому, что клоны WoW затормозили инновации, наблюдаемые в других жанрах. Также упоминаются более легкий контент, магазины наличности free-to-play и уступки воле одиночных игроков. Но если быть честными, есть и более ироничная причина краха жанра – интернет убивает ММО.
Как может быть виноват интернет? В конце концов, именно благодаря интернету ММО и существуют. Интернет разрушил географические барьеры, позволив игрокам по всему миру объединяться в группы и бороться с общим врагом. Я завязал несколько дружеских отношений только потому, что игрок, находящийся за сотни миль от меня, заходил в игру в то же время, что и я. И мы проводили почти столько же времени, просто сидя и общаясь, сколько бегали по подземельям и добывали XP.

Раньше MMO были сложными, поэтому дружеские отношения превращались в гильдии по необходимости. Игровые знания, такие как тактика прохождения подземелий, излюбленные места добычи и мощные синергии умений, хранились в секрете, и ими можно было поделиться только с надежными союзниками. Игроки чувствовали долг перед своими гильдиями, долг приумножать общие знания и, в свою очередь, поддерживать силу гильдийской семьи. Поэтому, даже когда игроки переходили в другие игры, в их ряды вливались другие, поддерживая силу сообщества.
Интернет был основой, на которой строились эти сообщества. Но теперь интернет служит другой цели – он разрушает те узы, которые удерживали MMO вместе.
Интернет, который когда-то объединял игроков в игре, теперь отдаляет их друг от друга. Сообщества MMO больше не строятся вокруг гильдий. Вместо этого они существуют за пределами игры. Теперь их можно найти на серверах Discord и каналах Twitch. И вместо того чтобы одна MMO выступала в роли клея, удерживающего сообщество вместе, в центре внимания теперь находится стример или ютубер, зрители которого следуют за ним, куда бы он ни пошел.

Секреты, которые раньше были желанными и крепко хранились в гильдии, теперь раздаются как конфеты в обмен на подписки и лайки. И без необходимости учиться друг у друга в игре, долгосрочное объединение в группы больше не нужно. Напротив, от игроков ожидают, что они будут знать механику подземелий и рейдов с первого дня, а группы станут расходным материалом, который можно заменить так же легко, как зелье исцеления.
Возврата к славным дням MMO уже не будет. Интернет оставил этот жанр в пыли. Разработчики не делают более легкий контент; он стал легче, потому что интернет сделал знания более доступными. И разработчики отказываются от жанра не потому, что делать MMO слишком сложно. Они сосредоточены на других жанрах, потому что эти игры созданы для современного интернета. Другие жанры могут быстро адаптироваться к желаниям игровых масс. Сейчас в приоритете быстрые матчи и захватывающий одиночный контент, который могут посмотреть миллионы. И если не появится новая MMO, которая сможет воспользоваться преимуществами интернета, жанр MMO умрет.