Я поздно пришел к оригинальной System Shock после игры в System Shock 2 – игру, которая полностью перевернула мое представление о том, какими могут быть видеоигры. Благодаря смешению жанров и некоторым возможностям кибернетических имплантатов нового уровня, System Shock 2 казалась научно-фантастической игрой, о которой я даже не подозревал. Поэтому возвращение в прошлое, чтобы поиграть в оригинальную System Shock, о которой к тому времени я уже слышал много хорошего, показалось мне разочарованием. Во второй игре все было улучшено во многих отношениях, поэтому возвращаться к оригиналу было в лучшем случае неловко. Но теперь, когда System Shock полностью переделана Nightdive Studios, невероятный мир Citadel Station вернулся и стал лучше, чем когда-либо.
Ремейк – это точное воссоздание оригинальной игры, с обновленной графикой и игровыми механиками, ориентированными на современного геймера. Он не идеален, и во многих отношениях кажется застрявшим во времени. Но у поклонников научной фантастики, киберпанка и космического ужаса есть множество причин радоваться этому ремейку.
Игра начинается с полета дрона над футуристическим киберпанковским городом, после чего он замедляется и приближается к вам. Вы играете за хакера и сразу же попадаетесь на удочку… хакеров. И хотя в вашу дверь врываются сотрудники службы безопасности, готовые наброситься на вас и запереть навсегда, вам предоставляется возможность вернуть свою жизнь – за счет взлома Sentient Hyper-Optimised Data Access Network (SHODAN) станции Citadel. В сюжете, который кажется заимствованным из сериала The Expanse и современного развития искусственного интеллекта в нашем мире, начальник станции Цитадель Эдвард Диего попросил вас взломать SHODAN и удалить этические подпрограммы, чтобы он мог производить и продавать на черном рынке мутагенный вирус.
Вы просыпаетесь спустя неизвестное количество времени на борту станции “Цитадель” с признаками того, что во время сна что-то пошло не так. Тревожные сигналы, сообщения о мутировавших людях, убивающих всех на корабле, и вы быстро обнаруживаете, что после удаления этических подпрограмм SHODAN полностью захватил контроль над станцией. С помощью юмористических и ужасающих высказываний, которые, несомненно, вдохновляли GLaDOS, SHODAN с самого начала дает понять, что вам здесь не рады. Вам придется атаковать сеть камер и энергетических узлов станции, чтобы измотать ее.
Здесь множество головоломок, которые нужно решить, включая поиск кодов для дверей, пересоединение проводов, чтобы вернуть энергию в нужное русло, и даже вход в киберпространственную сеть, чтобы разблокировать двери или получить доступ к данным. Они варьируются от невероятно простых до умопомрачительно сложных, хотя, возможно, это зависит от игрока. Я бы не назвал себя сильным решателем головоломок, поэтому я бился головой о стол чаще, чем вы, вероятно, будете. Тем не менее, здесь есть серьезный вызов, и это не просто беготня по космической станции.
Теперь это окончательный способ играть в System Shock. Управление плавное и интуитивно понятное (и, к счастью, гораздо более современное), что делает игру более доступной, чем оригинал. Бой также был улучшен, с более широким разнообразием оружия и врагов, что делает игру увлекательной и сложной.
Одним из самых желанных улучшений является модернизированная система инвентаризации. В оригинале управление инвентарем было утомительным занятием, которое отвлекало от игры. В ремейке инвентарь приведен в порядок, и игроки могут быстро менять оружие и предметы без необходимости приостанавливать игру. В этом отношении игра больше похожа на Half-Life, чем на System Shock.
System Shock работает на нескольких уровнях геймплея. Вы сможете пройти игру примерно за 6-7 часов, если вы не любитель исследовать. Но те, кто исследует, откроют для себя новое и лучшее оружие, потайные комнаты с полезным снаряжением и запасами здоровья, а также множество способов выполнения заданий. Кстати, о запасах здоровья – их вам понадобится очень много. Патронов мало, а враги бьют сильно. Поэтому обязательно хватайте все, что может вернуть вам хотя бы один бар здоровья. Я много раз умирал в самом начале, потому что недооценил силу врагов в первой игре. Это немилосердно, но вы учитесь по мере прохождения.
Хотя головоломки в большинстве случаев не слишком сложные, если вы подходите к этой игре как к типичному шутеру, вы, скорее всего, будете разочарованы. Это игра опирается на ужасающую природу застрявшего в космосе, поэтому вы не сможете решить все свои проблемы с помощью оружия. Вам придется идти назад и бить себя по лбу, когда вы наконец увидите ту самую кнопку, мимо которой вы пробегали 15 раз, не заметив ее. Темп System Shock медленный, и вам лучше приспособиться к этому. Если вы потратите время на обдумывание и решение головоломок и исследование всей станции, вы будете вознаграждены, обнаружив несколько приятных секретов и сюжетных элементов.
Одним из аспектов игры, который мог бы быть лучше, является бой. Несмотря на то, что она была обновлена и стала похожа на бои из любого современного шутера, ваши атаки ближнего боя кажутся слабыми и неэффективными. А учитывая отсутствие патронов на борту, вам захочется использовать эти атаки как можно чаще. Тупой стук моей трубы или гаечного ключа, врезающегося в мутанта, заставлял меня сомневаться в том, что я действительно попал в цель. Трудно точно определить, насколько близко нужно быть к врагам, даже при наличии всплывающей подсказки, которая объясняет эффективный радиус действия каждого оружия. Я расстраивался, когда слишком часто погибал от врагов в ранней игре, и начинал обманывать их: бежал на них, замахивался, отступал, смывал и повторял.
Игра с оружием довольно хороша. Пистолеты оказывают заметное воздействие на врагов, энергетическое оружие выводит из строя и отбрасывает назад роботов и электрооборудование, а дробовики полностью уничтожают мутантов, которые совершают досадную ошибку, выпрыгивая прямо перед вами. Но, опять же, патроны трудно достать, так что если вы полагаетесь только на оружие, то по мере углубления в игру у вас будут проблемы. Я бы не хотел, чтобы Nightdive Studios изменила ограниченную природу патронов, но когда единственным вариантом является оружие ближнего боя, с которым, кажется, больше проблем, чем пользы, это может расстроить.
На игру приятно смотреть, но только если вы не смотрите слишком пристально. Трудно не заметить блочные текстуры на панелях управления станции и кучи крови и кишок на полу. Я все время думал про себя, что мне кажется, будто я играю в игру 2010 года. Но если учесть, что это ремейк, в разработке которого уже находятся новые работы по франшизе System Shock, я готов немного смириться с этим. Я играю на ПК, используя видеокарту Nvidia 2080 RTX, которой уже около 5 лет, с графическими настройками, установленными на Ultra, и легко могу превзойти частоту обновления моего монитора в 144 Гц. Я полагаю, что у большинства ПК-геймеров уже есть машина, на которой игра идет хорошо.
System Shock может быть не для всех, но если вы играли в оригинал и наслаждались им, здесь есть много интересного. Видеть, как оживают станция Цитадель, SHODAN и враги корабля, как никогда раньше, было для меня захватывающим зрелищем. Обновленные и более современные визуальные эффекты и геймплей стали более доступными и увлекательными, чем когда-либо. И хотя над боем можно было бы поработать, хорошая новость заключается в том, что вы можете настроить сложность, чтобы сделать оружие ближнего боя более управляемым.
Графика не поразит вас, и она не попадет в списки “лучшей графики года”. Но это любовная дань уважения и прекрасно воссозданное издание любимой классики. В этом ремейке есть многое, что может понравиться, и если он является строительным блоком для будущих частей франшизы, есть много причин для оптимизма.