Starfield – это действительно нечто из ряда вон выходящее. И вот теперь этот каламбур официально убран с дороги.
Больше всего в этой игре мне нравится, без сомнения, свобода, которая лежит в ее основе. Я могу отправиться куда угодно и когда угодно, если только у меня есть для этого соответствующие апгрейды корабля. Тысячи миров ждут моего одного маленького шага, и желание посетить их все просто осязаемо. Когда я приземляюсь в одном из этих миров, испытываешь такое волнение, которое трудно описать, даже если планета под ним в основном пуста и бесплодна.
Это подводит меня к одной из самых больших претензий к игре: Многие планеты не так уж и интересны. Я уже говорил о том, что на некоторых планетах приземляются другие корабли, а люди на них занимаются своими делами и не обращают на меня никакого внимания. Это правда, такое случается часто, но проблема в том, что случайная посадка корабля – это единственное, что происходит на планете. Больше ничего интересного на этой планете нет, и это очень плохо.
Не стоит ожидать от игры 1000 оживленных, полностью реализованных миров. На разработку такой игры ушли бы буквально десятилетия, и я не ожидал, что каждое посещенное мной место вызовет у меня восторг. Однако создалось впечатление, что соотношение “планет, где нет ничего интересного” и “планет, где есть чем заняться”, перекошено в пользу первых, что превратило упомянутое ранее волнение в обоснованное разочарование.
Это чувство усугубляется тем, как я вынужден передвигаться, оказавшись на поверхности каждой планеты. Здесь нет ни вездехода, ни реактивного ранца, который можно использовать только при прыжках, ничего подобного. Приходится везде ходить пешком, сколько бы времени это ни заняло. Я понимаю, что это часть аспекта “исследования”, первого открытия нового мира в стиле Дикого Запада, но ходить везде пешком? Я бы подумал, что группа исследователей, подобная Constellation, поместит на каждый космический корабль какое-нибудь транспортное средство, специально предназначенное для исследования, но этого не происходит, и это просто умопомрачительно.
Иногда, правда, мне удается создать свои собственные точки интереса с помощью аванпостов, которые я могу построить на большинстве открытых мною планет. Я могу установить роботов, которые будут добывать для меня ресурсы, могу использовать их как убежище для хранения найденных по пути предметов и оружия, могу последовательно модифицировать и модернизировать их по своему усмотрению. Я не возражал против того, чтобы построить свой первый аванпост и установить его на добычу железа – было приятно хоть раз не зависеть от своего космического корабля, – но, признаюсь, это был единственный аванпост, который я построил за всю игру. Система работает хорошо, и строительство форпоста легко понять с первого взгляда, но это просто не то, что я ищу в подобных играх.
Кстати, о корабле: передвижение в космосе тоже очень медленное – все-таки это космическое пространство, его размеры нельзя преуменьшить, – но есть что-то очень расслабляющее в том, чтобы взять курс на ближайшую планету и просто подплыть к ней. Иногда это занимает целую вечность – достаточно много времени, чтобы сделать бутерброд в реальной жизни, похожий на тот, что показан в трейлере, – но это того стоит, чтобы увидеть красоту темноты космоса.
Если я устану от ручного перемещения, я могу легко быстро переместиться туда, куда мне нужно, с помощью одной из самых эффективных систем быстрого перемещения, с которыми я когда-либо сталкивался. Тот факт, что я могу вернуться в Логово из любой точки вселенной простым нажатием нескольких кнопок, просто поразителен, и на протяжении всего прохождения игры я ни разу не пожалел об этом. Даже быстрое перемещение между планетами в одной системе происходит очень быстро, сопровождаясь коротким роликом о том, как мой корабль на полной скорости несется к месту назначения. Мне нравится то, что Bethesda сделала с быстрыми путешествиями в Starfield, и я надеюсь, что другие гигантские игры последуют этому примеру.
Находясь там, я не просто скольжу в темноте; иногда мне приходится пачкать руки, и вот тут-то и проявляется одна из моих любимых частей игры. Космические бои в Starfield просто великолепны, ведь они представляют собой тот самый Star Fox нового поколения, о котором я давно мечтал. Бои в космосе требуют хитрости, стратегии и немного удачи, но как только вражеский корабль оказывается в поле вашего зрения, трудно описать сырое, мощное чувство, когда вы уничтожаете этот корабль. В моем распоряжении множество видов оружия, одни из которых предназначены для разрушения щитов, а другие – для пробивания корпусов кораблей, и я могу использовать их по своему усмотрению, без предубеждений. Это потрясающе.
Признаюсь, что во время космических боев легко потерять ориентацию, особенно тем, кто чувствителен к укачиванию. Это единственная часть игры, в которой я постоянно играл от третьего лица, так как во время преследования некоторых врагов меня начало подташнивать, а я обычно не страдаю от подобных явлений. Слава богу, что переключение между первым и третьим лицом осуществляется одной кнопкой, иначе я мог бы и не начать столько космических стычек.
Одним из движущих факторов в моей межгалактической войне был корабль, который я построил для себя с помощью замечательной функции строительства кораблей. Как и в случае с аванпостами, я могу конструировать корабль как угодно, лишь бы у меня были материалы, необходимые для внесения нужных изменений. Однако, в отличие от аванпостов, я получил огромное удовольствие от проектирования и полета на корабле собственного изготовления. Правда, мне придется проектировать корабль с учетом логистики – игра сообщит мне, если корабль не сможет поддерживать полет в текущем состоянии, – но это небольшая цена за такую классную систему.
Создание собственного корабля оказалось гораздо более полезным, чем строительство аванпоста, потому что, проще говоря, мне не нужно было оставлять корабль. Мой корабль был со мной, куда бы я ни отправился, он был моим новым мобильным домом среди звезд, и благодаря этому я испытывал гораздо более сильное чувство собственности. Честно говоря, строительство кораблей и освоение космоса в Starfield можно было бы упаковать и выпустить как совершенно отдельную игру, и я бы с удовольствием возился с ней часами напролет.
Я признаю, что преимущества хранения как аванпостов, так и кораблей неоценимы благодаря устаревшей механике, которая вновь заявляет о себе. Почему в 2023 году до сих пор существует обременение? Ограничение возможности исследовать в игре, где речь идет об исследовании, – это противоречие, которое трудно игнорировать.
Конечно, в отличие от предыдущих игр Bethesda, я все еще могу двигаться с полной скоростью, а штрафы за обременение не так заметны, как раньше, но это все равно совершенно нелепая механика, которая не выдержала испытания. Я бы предпочел не иметь возможности подобрать предмет из-за полных карманов, чем терпеть небольшие неудобства только потому, что добыл в путешествии несколько лишних ресурсов.
Есть и другие ограничения на космические путешествия, но они, по крайней мере, имеют смысл в рамках общего пакета Starfield. Я не могу сразу же отправиться из одного конца вселенной в другой, поскольку мне придется модернизировать свой корабль, чтобы иметь топливо, необходимое для таких длинных прыжков.
На первых порах, когда я являюсь младшим бойскаутом, эквивалентным исследователю космоса, это имеет смысл: это не только не дает мне быть полностью подавленным просторами космоса, но и побуждает меня некоторое время придерживаться основной сюжетной линии, чтобы изучить все тонкости космических путешествий. Мне нравится такой подход, поскольку он спасает меня от самого себя: Если бы я мог увидеть всю вселенную с первого прыжка, я бы все равно оказался в какой-то случайной системе, и основной квест так и не был бы выполнен.
Пока это не превратилось в редакционную статью “Покончить с Encumbrance немедленно”, давайте вернемся к истории Starfield. В самом начале игры это стало немного скучно. Идем сюда, получаем предмет, возможно, сражаемся с плохим парнем, повторяем. По пути, конечно, были остановки, и некоторые из них предлагали нечто иное, чем простой квест, но цикл “иди туда, возьми то-то” явно преобладал в начале игры.
Однако есть один неожиданный момент, который меня перевернул, и еще один, который зажег огонь в моем животе, чтобы разобраться с придурками, которые продолжают портить мою версию Constellation. Не буду вдаваться в подробности из соображений спойлерности, но достаточно сказать, что в одном из случаев при подъеме с поверхности планеты в космические просторы произошла встреча, которой я не ожидал, а в одной из последующих глав это противостояние привело к ужасным последствиям, к которым я определенно не был готов. Мне нравится история, которую пытается рассказать Starfield, и я бы хотел, чтобы в будущем они ее расширили.
Основная линия квестов – это, конечно, здорово, но и за ее пределами можно найти много интересного, что очень украшает игру. Иногда вы получаете задание непосредственно от NPC, иногда подслушиваете чей-то разговор на улице, но вскоре вы уже по уши погружаетесь в задания и действия, которые можно выполнять в свое удовольствие.
Лучшие побочные миссии в игре – это те, которые вливаются в основную сюжетную линию и, в свою очередь, создают совершенно нестандартные моменты, которые становятся большим исключением. В одной из основных миссий мне было поручено пробраться на борт космического корабля и украсть редкий предмет. Мне удалось пробраться внутрь, я уже собирался войти в хранилище с помощью ключа, украденного у капитана корабля, как вдруг Сэм Коу начал стрелять в людей. Ничего не было сделано, чтобы побудить его к этому, ни один из других NPC на борту не подстрекал, но внезапно это был Дикий Запад.
В конце концов, после побега и возвращения на орбиту над планетой, где находится домашняя база “Созвездия”, мне тут же сообщают, что я арестован, а мой корабль и экипаж отправлены в тюрьму для дальнейшего обсуждения. В конце концов, мой персонаж просыпается в “тюрьме”, где его допрашивает начальство Объединенных Колоний, и тут из ниоткуда мне сообщают, что теперь я работаю на UC, и мне предстоит работать под прикрытием у небесных пиратов, чтобы узнать их секреты. Это кажется справедливым, конечно. Почему бы и нет?
Предупреждение о спойлерах: как только UC освободила меня, я продолжил делать все, что мне вздумается. Игру это не волновало, она не ставила мне таймер на выполнение задания, иначе меня снова запрут. Я был волен делать все, что захочу.
В этом и заключается вся прелесть Starfield. Космические путешествия всегда были связаны с исследованием неизвестного; как человек, выросший среди членов семьи, которые преподавали астрономию и работали в NASA, я много беседовал с ними о том, что делает мир за пределами нашей маленькой безопасной атмосферы таким увлекательным. Во многом это объясняется тем, что мы не знаем, что там находится. Человеческое любопытство – это то, что заставляет нас продолжать исследования, и ничего больше, и это то, что Starfield делает очень правильно.
Это игра, которая поощряет вас делать все, что вам заблагорассудится, когда вы ее включаете. Хотите придерживаться основного сюжета? Вперед. Хотите исследовать каждую планету на карте? Вперед, только не ждите, что на каждой из них будет много интересного. Хотите построить аванпост на какой-нибудь одинокой планете и доживать свои дни в качестве космического отшельника? Не знаю, зачем вам это нужно, но это ваш выбор!
Нет двух одинаковых историй от людей, играющих в Starfield, и это отличает ее от других игр. Я включаю игру и позволяю себе на несколько часов затеряться в космосе. Я могу осмотреть заброшенный объект под дулами автоматов или свободно гулять по поверхности неизвестной планеты – все зависит только от меня.
Когда я говорю с другом о том, что он сделал, его история будет совершенно другой, и мне это нравится. Она не идеальна, и в ней нет перевертышей жанра, как в других играх от Bethesda.
Тем не менее, в конечном счете, Starfield – одна из лучших космических ролевых игр, в которой часы пролетают за считанные минуты, а единственным жестким ограничением является ваше воображение.