Это происходит снова. Маленький инди-разработчик появляется из ниоткуда и заставляет всех сбиваться с ног из-за новой революционной игры, а купить ее можно за половину цены традиционной ААА-игры. Вот только на этот раз не будет какого-то медленного затухания после запуска, когда супер-стример за супер-стримером разгоняют свои чат-культы. В этот раз средневековый градостроитель Manor Lords вышел в Early Access с трехмиллионной армией желающих, а в выходные на Steam количество одновременных игроков достигло 170 000+. Но поскольку многие функции игры все еще не доработаны, Manor Lords может оказаться всего лишь вспышкой на сковородке, по крайней мере, пока.
Обзор Manor Lords
Требуется деревня
Если вы не относитесь к миллиону геймеров, которые приобрели Manor Lords в первый день ее выхода в Early Access – и это только в Steam, не считая несметного числа тех, кто играет через Xbox Game Pass, – Manor Lords является новейшим градостроителем, появившимся на рынке. В игре, которая больше похожа на Banished, чем на Cities Skyline 2, вы будете ухаживать за посевами и тесать луки, строя свое королевство с нуля.
Когда вы начинаете заново на новой карте, Manor Lords кажется очень знакомой. У вас есть небольшой участок земли, горстка поселенцев и скудное количество припасов, чтобы основать свою новую деревню. Начиная с этих скудных стартовых возможностей, вы должны влачить скромное существование, постепенно развивая свой город по одному зданию за раз.
Управление ресурсами – главная задача игры, и земля, окружающая вашу стартовую зону, содержит все необходимые ресурсы. Окрестные леса служат источником древесины, которая понадобится вам для строительства зданий и топлива, чтобы выжить в условиях стихии. В то же время камень, железная руда, глина, стада животных и ягодные поля – все они имеют значок, указывающий, где ваши рабочие могут найти эти ресурсы.
Но собрать ресурсы не так просто – достаточно отметить область на карте и отправить рабочих собирать то, что вам нужно. Сначала нужно построить рабочее место для каждого типа ресурсов, которые вам нужны. В лагере лесорубов можно собирать древесину – строительные блоки для самых необходимых зданий. Также можно построить лесопилку, чтобы перерабатывать древесину в доски для более сложных зданий. Вам также понадобится построить домик лесоруба, чтобы обеспечить постоянный приток дров. И наконец, хижина лесника завершает круг жизни, засаживая истощенные леса.
Для лесозаготовок и других промышленных предприятий вам понадобятся рабочие, а базовой единицей в Manor Lords является семья. Семья прикрепляется к зданию, и каждый ее член помогает собирать, обрабатывать и распределять товары на рынке. Вы можете свободно перемещать семьи с одной работы на другую или оставлять их без присмотра, чтобы они помогали распределять товары по семейным участкам. Управление небольшой рабочей силой – важная часть ранней игры, поскольку времена года сменяют друг друга. Работы больше, чем семей, поэтому семьи, выполняющие сезонную работу, например сбор ягод, можно переключить на другие задачи в межсезонье.
Не помогая содержать свое рабочее место, семьи могут также помогать производить товары в своем доме, или участке бургаджа, как его называют в Manor Lords. На участке бургаджа строится как минимум один дом, но на больших участках можно разместить второй дом и семью. Если участок достаточно большой, к дому можно пристроить пристройку, которая будет пассивно производить дополнительные товары для деревни.
Когда вы начнете развивать свою деревню, у ваших семей появятся потребности, которые нужно будет удовлетворять, как физические, например в еде и одежде, так и духовные, например в строительстве церкви. Удовлетворив все потребности семьи, вы разблокируете участки бургаджа более высокого уровня, что, в свою очередь, откроет больше возможностей для расширения.
Именно в этих расширениях и происходит настоящая работа. Выбрав расширение бургаджа сверх трех базовых вариантов – огорода, курятника и козьего сарая, – семья получит статус ремесленника, что исключит ее из общей рабочей силы, поскольку она будет специализироваться на новой работе на дому.
Больше товаров – больше ресурсов, что, в свою очередь, означает потребность в большем количестве семей. Больше семей – больше товаров, и так продолжается основной цикл игры Manor Lords. Хотя в настоящее время в игре достаточно разнообразия, чтобы занять вас строительством и расширением, общее количество вариантов производства в сочетании с относительно упрощенной экономической моделью начинает утомлять. А когда вы начинаете приобретать дополнительные регионы, весь процесс создания новых деревень быстро становится повторяющимся.
Военные действия
Manor Lords – это не просто мирная градостроительная игра. Точно так же, как в современном градостроении вам придется бороться с туманом и пробками, в Manor Lords вам придется защищать своих жителей от убийцы номер два средневековой эпохи (на первом месте – Черная смерть) – войны. И хотя война – это скорее побочный квест, а не главная особенность, она может стать приятным развлечением на некоторое время.
Внешние угрозы в Manor Lords представлены в двух формах: варвары и бароны, управляемые искусственным интеллектом. С обоими противниками нужно бороться, собирая армию. Как и в других играх, вы можете нанимать наемников для защиты своих земель или нападения на другие регионы, а в своем поместье содержать небольшой гарнизон постоянных войск, чтобы обезопасить деревню от мелких вторжений. Наемные армии требуют золота, и ежемесячные расходы на содержание большого войска могут быстро опустошить вашу казну.
Есть и более дешевый способ защитить свою деревню, если, конечно, вы готовы рискнуть жизнями своих жителей. Можно призвать членов вашей семьи мужского пола для создания ополчения. Эта грубая боевая сила может быть эффективна на поле боя, по крайней мере, когда вы создадите или купите необходимое оружие для ее вооружения.
Ваше ополчение может быть призвано в бой в любое время и находиться на службе неограниченное время, но это чревато последствиями. Пока ополченцы воюют, ваша экономика будет страдать, а ваши семьи будут работать с пониженной производительностью. А если предположить, что некоторые из ваших ополченцев так и не вернутся домой, то сокращение рабочей силы будет продолжаться до тех пор, пока не найдется новый член семьи. Таким образом, ваше ополчение станет дешевой, быстродействующей защитной силой, в то время как наемники будут использоваться для более длительных кампаний по уничтожению лагерей варваров и победе над вашим врагом ИИ.
К сожалению, как уже говорилось, бои в Manor Lords занимают второстепенное место. Slavic Magic уже заявила, что основное внимание в Manor Lords уделяется строительству городов, и, скорее всего, мы никогда не увидим больше, чем мелкие стычки, уже включенные в ранний доступ. Это также, вероятно, означает, что мы не получим ничего большего, чем бои в стиле мобов, которые мы имеем сейчас. Так что если командование большими армиями, выполняющими сложные маневры для контроля над полем боя, – это ваша любимая чашка чая, то бои в Manor Lords могут вам не подойти.
Заключительные мысли – Джек на все руки
Когда игру создает один разработчик, это неизбежный подводный камень: ни один человек не может быть хорош во всем. Мастер кодинга не может быть художником, а художник не может быть великим рассказчиком. Именно поэтому так много проектов, созданных одним разработчиком, выходят с пометкой “ретро” – отличный геймплей с голым сюжетом и пиксель-арт графикой.
В случае с Manor Lords выяснилось, что единственный разработчик Грег Стицен (Greg Styczen), он же Slavic Magic, сам является человеком эпохи Возрождения. Если говорить о коде, то я не встретил ни одной ошибки, приводящей к краху игры. Те ошибки, с которыми я сталкивался, были незначительными графическими глюками или проблемами с ИИ, например, группа рейдеров стояла на месте после победы в небольшой стычке с моим ополчением.
С художественной точки зрения графика Manor Lord просто прекрасна. С уменьшенной камерой Manor Lords выглядит как любая другая градостроительная или RTS-игра, но когда вы приближаете камеру до уровня земли, вы видите, что Slavic Magic уделила время созданию визуально детализированного мира. Леса состоят из отдельных деревьев с ветвями и листьями. Лесная подстилка покрыта мертвой листвой с гораздо лучшей, чем обычно, глубиной, подчеркнутой кустами и упавшими ветками, разбросанными повсюду.
Открытые пространства имеют такой же уровень детализации. В полях растет высокая трава и распускаются цветы, а на грунтовых дорогах, проходящих через деревню и сельскую местность, видны следы человеческих путешествий. Дома и другие постройки выглядят по-разному, а на участках стоят бочки, ящики, небольшие хозяйственные постройки и прочий хлам, придающий деревне обжитой вид.
Разнообразие визуальных эффектов также ограничено. Поскольку большая часть товаров производится на бургерных участках, общее количество типов зданий в деревне более ограничено, чем в большинстве городских конструкторов. А отсутствие апгрейдов зданий означает, что на ранних этапах игры большинство построек в вашей деревне будут выглядеть так же, как и после завоевания всей карты.
К слову о картах, Manor Lords вышла в Early Access всего с одной картой, что приводит к недостатку реиграбельности. Даже три сценария, которые предлагаются в игре, скорее настраивают сложность, чем вносят разнообразие в игровой процесс. Rise to Prospisves – это прохождение без боя, где ваша единственная цель – захватить все регионы на карте. On the Edge добавляет набеги варваров, но от них можно отбиться с помощью простого ополчения. Restoring the Peace – это самое близкое к реальной сложности прохождение, в котором ИИ-барон выводит на поле боя свою армию, пытаясь отвоевать карту для себя.
Отсутствие сюжетного режима не обязательно плохо, но оно ограничивает количество вариантов, которыми игроки могут продлить свое игровое время. А если учесть, что количество возможностей ограничено, то среднестатистическому игроку хватит 20-30 часов, чтобы покорить все, что может предложить Manor Lords. Да, в игровой механике уже достаточно мелочей, чтобы теоретические ремесленники были заняты, выискивая каждую унцию эффективности в создании своей идеальной деревни, но Manor Lords просто не хватает мяса на кости, чтобы конкурировать с лучшими градостроителями на рынке.
Заключительные мысли
Manor Lords обладает огромным потенциалом. К сожалению, мы не оцениваем игры по их потенциалу. На самом деле, многие геймеры презирают игры с потенциалом, потому что у них не хватает терпения дождаться его реализации.
В своем нынешнем состоянии Manor Lords просто не обладает той силой, которая необходима для того, чтобы поставить ее в один ряд с Palworld или Valheim – по крайней мере, пока. В игре слишком много незавершенных компонентов, чтобы люди могли играть неделями. Деревья развития, политики и производства полны навыков, над которыми еще предстоит поработать. Бой в лучшем случае развлекательный, полный мелких стычек и слабого контроля над своими юнитами (и это может никогда не измениться), и хотя модель экономики показывает потенциал, в ней просто нет достаточного количества производственных линий или уровней, чтобы занять вас на несколько игровых лет.
Manor Lords все еще находится в процессе разработки
Однако не все так плохо и мрачно. Как я уже говорил, у Manor Lords огромный потенциал, и, учитывая более миллиона продаж за первые 24 часа в раннем доступе, я верю, что у Slavic Magic теперь есть средства, чтобы реализовать этот потенциал, даже если на это уйдет еще семь лет.