Kingdom Come: Deliverance II вас не любит.
Она будет наказывать вас невозможными трудностями. Она будет бросать в вас цифры и статистику с ослепительной скоростью. Она будет точить вас под каблуком и избивать до тех пор, пока вы наконец не решите играть по ее правилам. Однако не поймите мои слова превратно: Все, что я сейчас написал, – это высокая оценка.
Kingdom Come: Deliverance II явно создавалась с заботой, любовью и огромным количеством мыслей. И главные, и побочные задания удивят вас ловким поворотом. Вы будете смеяться над питоновской бессмыслицей – нести пьяного, пока он бредит и притворяется больным, – так же, как и скрипеть зубами, пробираясь мимо охранника, который узнал вас за преступление, совершенное несколько часов назад, и забыл о нем. Если вы позволите, я сейчас же избавлю вас от этого каламбура: Deliverance II – это то, что нужно.
С самого начала новая Kingdom Come заявляет о себе как игра, основанная на реализме. В конце концов, это Богемия XV века, и вы играете за Генриха, которого лучше всего описать как «какого-то парня из Скалицы». Вы не герой, и уж точно не знаменитость – вы просто парень из другой части света, с которым никто на карте не знаком, несмотря на его предыдущие подвиги, и поэтому никто не верит ни одному вашему слову.
Играть за случайного Джо Шмо в этой вселенной немного неприятно, так как это идет вразрез с типичным «видеоигровым» опытом, но я должен признать, что это очень весело. Неважно, пытаетесь ли вы выкрутиться из затруднительной ситуации или пробираетесь мимо группы врагов по пути на задание, – поразительно, как легко работа может сорваться по самым бессмысленным причинам, которые только можно себе представить.

Позвольте мне нарисовать вам сценарий: Вышеупомянутый пьяница, которого я донес до его лагеря – кстати, донес после того, как отбился от стаи волков, зажавших его на дереве, – нуждался в том, чтобы я нашел его лошадь, которая пропала. Он упомянул, что какие-то бродяги разбили лагерь в нескольких шагах от дороги, и я пошел по тропе, пока не добрался до лагеря.
После встречи с волком у меня не было возможности восстановить здоровье, поэтому я проверил свой инвентарь в поисках того, что могло бы меня вылечить. Из всех предметов в моем мешочке только один восстанавливал здоровье: луковица, которая восстанавливает один HP. Ну что ж, лучше так, чем никак, поэтому я съел лук. Как и было заявлено, я получил один HP…
…но как только я вернулся в игру, мне сообщили, что лук пролежал в моем мешочке слишком долго, протух, и теперь у меня пищевое отравление. Отлично, никаких замечаний.
Подобные ситуации постоянно происходят в Kingdom Come: Deliverance II, и я должен был бы швырнуть свой контроллер через всю комнату и навсегда выйти из игры. Тем не менее, даже в самом расстроенном состоянии я никогда не думал «ладно, мне пора заканчивать»; вместо этого я думал «о, я доберусь до тебя, придурок!». Я был полностью вовлечен, решительно настроен не позволить игре взять верх над собой, и это делало игру еще более приятной.
Однако мне было не по себе, когда игра создавала трудности, выходящие за рамки основного опыта. В частности, я говорю о точках сохранения: система сохранения в этой игре просто ужасна. Вы можете сохраниться только тогда, когда спите в своей кровати – обратите внимание на это различие, потому что если вы не закрываете глаза в своей кровати, игра не сохранится. За пределами спальни вы можете выпить специальное зелье, которое можно найти по всему миру и которое позволит вам сохраниться один раз, прежде чем оно будет выпито.
Именно так, для сохранения игры вам понадобится специальный предмет. Мы вернулись в эпоху чернильных лент, все! Я понимаю, что это играет на тему мира – Богемия XV века, никаких технологий, так что ограничение сохранений с помощью зелий вполне подходит, – но если уж KCD2 и могла бросить нам кость, то почему бы это не была система сохранений?
KCD2 – это глубокая игра, с системами на вершине систем, которые нужно изучать во время приключений. Оружие, броня, перки, атрибуты – все может быть настроено до мельчайших деталей, если я захочу. Ни один Генри не будет точно таким же, как другой Генри, и у каждого из этих игроков будут свои истории, подобные той, что я рассказал выше, но в этом и заключается прелесть того, что получилось у Warhorse.
Карты также очень масштабны: первая зона предлагает десятки часов геймплея еще до того, как вы перейдете ко второй половине игры. Густые леса переплетаются с деревнями и городами, и в каждом из них живут люди, которые могут либо помочь, либо помешать вашему приключению, в зависимости от того, как вы себя поведете.
Еще одна история: В одном из участков карты есть баня, куда я бы отвел Генри, чтобы помыться и насладиться некоторыми, э-э, земными удовольствиями, если бы я так решил. (О, это еще один момент: гигиена тоже играет роль: NPC окликают Генри, если от него плохо пахнет). Помывшись, я зашел в боковую комнату и увидел там неухоженный сундук с несколькими монетами внутри… и я угостился ими. После этого я покинул город и продолжил свое приключение, не заботясь ни о чем на свете.

Спустя несколько часов – речь идет о 6-8 часах после этого – я прохожу через тот город по пути к другому квесту, и меня останавливает стражник. Он расспрашивает меня о похищенных предметах и требует заплатить штраф или понести наказание. Монет у меня нет, поэтому я пытаюсь выкрутиться с помощью уговоров. Это тоже не помогает, и я отправляюсь на порку. Kingdom Come: Deliverance II, все!
Все это даже не относится к основному квесту, который был мастерски проработан и предлагает несколько настоящих моментов победы для тех, кто следил за Генри со времен его первых подвигов. Никаких спойлеров, но есть как минимум одно событие, когда я в восторге поднял кулак в воздух. В конце концов, мы с Генри теперь друзья, и я хочу для него только лучшего… даже если мир, в котором он живет, этого не желает.
Кстати говоря, этот мир показался мне великолепным: от шумных городов до широких полей Богемии. Они могут быть полны опасностей и страданий, но, гуляя по тропинкам этого мира, вы сможете насладиться множеством удивительных видов. Время от времени при загрузке новой локации я замечал странный глюк, связанный со всплытием текстур или чем-то подобным, но ничто не испортило моего общего впечатления.
Мне понравилось, как я провел время с Kingdom Come: Deliverance II. Несмотря на то, что игра ненавидела меня и пыталась расправиться со мной, упорно проходя самые грубые участки в самом начале, я чувствовал, что заслужил последующие моменты и все веселые сюжетные моменты. Как только я понял, как нужно проходить игру, я обнаружил, что все это невероятно весело. Я представляю, что у некоторых людей не хватит терпения – обычно его не хватает и мне, – но в Генри и ему подобных есть что-то такое очаровательное, что заставляет меня возвращаться.
Kingdom Come: Deliverance 2 не всегда веселая, но, черт возьми, она всегда замечательная.