Вторая карта семейства графических процессоров 4060 уже на горизонте: RTX 4060 поступит в продажу 29 июля. RTX 4060, цена которой составляет 299 долларов США, призвана обеспечить высококачественные игры с разрешением 1080p и стать привлекательным вариантом модернизации для тех, кто все еще держится за устаревшие графические процессоры Pascal и Turing. Но является ли производительность – и преимущества, которые дает Ada Lovelace, – причиной для обновления?
Обзор ASUS Dual Nvidia RTX 4060
Технические характеристики
- Тестируемая модель: ASUS Dual RTX 4060 OC
- Кластеры графической обработки: 3
- Кластеры обработки текстур: 12
- Потоковые мультипроцессоры: 24
- Ядра CUDA: 3072
- FLOPS шейдеров: 15
- Тензорные ядра (4-го поколения): 96
- RT-ядра (3-го поколения): 24
- RT FLOPS: 35
- Блоки текстурирования: 96
- Блоки ROP: 48
- Базовая тактовая частота: 1830 МГц
- Тактовая частота буста: 2460 МГц
- Тактовая частота памяти: 8500 МГц
- Скорость передачи данных памяти: 17 Гбит/с
- Кэш данных L1/общая память: 3072 K
- Размер кэша L2: 24576 K
- Общая видеопамять: 8 ГБ GDDR6
- Интерфейс памяти: 128-битный
- Общая пропускная способность памяти: 272 ГБ/с (453 ГБ/с эффективная)
- Скорость текстурирования (билинейная): 236 ГигаТекселей/сек.
- Процесс изготовления: 4NM Nvidia Custom Process
- Количество транзисторов: 18,9 млрд.
- ВВОД/ВЫВОД:
- 3 x DisplayPort
- 1 x HDMI
- Форм-фактор: Двухслотовый
- Разъемы питания: ASUS Dual RTX 4060 OC имеет один стандартный 8-контактный разъем для подключения блока питания
- Требуемый источник питания: 550 Вт
- Общая графическая мощность: 7 Вт в режиме простоя, 11 Вт при воспроизведении видео AV1, 110 Вт средней игровой мощности (AGP), 115 Вт общей графической мощности (TGP)
Первые мысли и дизайн
RTX 4060 не имеет платы Founder’s Edition, как RTX 3060 прошлого поколения, поэтому карта, которую мы рассматриваем сегодня, – это вариант ASUS Dual RTX 4060 OC. Как бы я ни любил гладкий, модернистский дизайн 40-й серии, было приятно увидеть возвращение к более “геймифицированному” виду, который я любил на протяжении многих лет. Что-то в моем пещерном мозгу почему-то говорит “это будет быстро”, когда GPU выглядит агрессивно. Поэтому ASUS Dual RTX 4060 OC имеет двойной осевой вентилятор, окруженный полупрозрачным черным кожухом, на котором красуется брендинг и эстетика ASUS.
Два вентилятора украшают переднюю часть карты, обеспечивая радиатор постоянным потоком холодного воздуха. Используя осевой дизайн вентиляторов, ASUS утверждает, что меньший размер ступицы вентилятора позволяет пропускать больше воздуха через радиатор, обеспечивая охлаждение RTX 4060 даже под нагрузкой.
Двухслотовая карта позволяет легко обновить ее для тех, кто хочет обойтись без замены корпуса, как это было с некоторыми ранними картами 40-й серии. К счастью, ASUS Dual RTX 4060 OC также имеет стандартный 8-контактный разъем питания, что означает, что вам не нужно беспокоиться о каких-либо адаптерах, как это было с картами серий 30 и 40 в прошлом.
На первый взгляд, RTX 4060 – это просто уменьшенная RTX 4060 Ti 8GB. С меньшим количеством ядер CUDA, тензорных ядер 4-го поколения и RT-ядер, RTX 4060 по-прежнему стремится обеспечить оптимальные игровые возможности в разрешении 1080p по цене чуть меньше 300 долларов. Также у RTX 4060 Ti уменьшился объем кэш-памяти L2, что очень важно для того, чтобы помочь графическому процессору преодолеть ограничение в 8 ГБ GDDR6 VRAM даже при 1080p.
Как мы уже упоминали в нашем обзоре RTX 4060 Ti 8GB в прошлом месяце, даже при 1080p 8 ГБ VRAM могут быть ограничивающим фактором в качестве игрового процесса. RTX 4060 стремится обойти это ограничение – и 128-битную пропускную способность – за счет использования кэша L2. Поскольку объем кэша L2 в 8 раз больше, чем у RTX 3060, аргумент заключается в том, что дополнительный кэш снижает трафик по всей шине памяти. Поскольку кэш L2 больше, это, как утверждает Nvidia, должно означать, что GPU придется реже обращаться к VRAM, что означает более эффективную подсистему памяти.
Это хорошо, поскольку поможет уменьшить ощущение, что 8 ГБ ограничивают возможности GPU, особенно в играх с высоким разрешением и трассировкой лучей, где стоимость BVH может быть значительной в некоторых играх. В результате увеличения кэша L2 по сравнению даже с картами Ampere последнего поколения (3 МБ у RTX 3060 против 24 МБ у RTX 4060), 4060 может достичь эффективной пропускной способности 453 ГБ/с, даже если она рассчитана только на 272 ГБ/с. Это также повышает энергоэффективность GPU, что, учитывая, что RTX 4060 рассчитана на максимальную мощность платы 115 Вт, является довольно безумным преимуществом.
RTX 4060 представляет архитектуру Ada Lovelace в классе GPU по цене около $300, обеспечивая преимущества ядер RT 3-го поколения, ядер Tensor 4-го поколения, а также инноваций в производительности трассировки лучей благодаря Shader Execution Rendering. RTX 4060 также использует последние обновления технологии Nvidia Deep Learning Super Sampling (DLSS), а именно генерацию кадров (известную в просторечии как DLSS 3). RTX 4060 также предлагает кодер AV1 для создателей и стримеров, а также преимущества Nvidia Studio для тех, кто хочет использовать свой ПК в качестве творческой студии.
Поскольку после выпуска RTX 4090 компания Nvidia сместилась вниз по стеку GPU, RTX 4060 удобно расположилась в самом низу, установив цену MSRP $299, несмотря на небольшую OC на саму карту от ASUS. RTX 3060, которую эта карта заменяет в стеке GPU, продавалась по цене $329 на старте продаж, хотя сейчас ее можно найти менее чем за $300, поскольку цены на GPU, к счастью, значительно улучшились после пандемии, которая привела к астрономическому росту спроса при небольшом предложении.
Игровые и синтетические бенчмарки ASUS Dual RTX 4060
Nvidia стремится противопоставить RTX 4060 картам RTX 1060 и 2060, так как это очевидные пути обновления для геймеров, все еще играющих в разрешении 1080p, что, согласно данным Steam Hardware Survey, по-прежнему делают многие. Поскольку 64% геймеров на Steam (которые участвуют в опросе) все еще играют в 1080p, обновление до RTX 4060 может быть привлекательной идеей, особенно если стоимость более дорогих графических процессоров является фактором.
Мы испытали ASUS Dual RTX 4060 в серии игровых и синтетических бенчмарков, тестируя множество игровых движков в режимах 1080p и 1440p. Мы выбрали игры с трассировкой лучей, чтобы посмотреть, как RTX 4060 справляется с тяжелыми нагрузками трассировки лучей, особенно в жанре gen-on-gen, с включенной генерацией кадров DLSS 3 и без нее.
Там, где это было возможно, мы использовали внутриигровые бенчмарки (Hitman 3, Cyberpunk 2077 и Final Fantasy Endwalker), чтобы обеспечить наиболее последовательное тестирование каждой карты. В играх без бенчмарков (New World и The Witcher 3: Wild Hunt Complete Edition) мы играли в повторяющийся путь по игре, например, в круге вокруг Оксенфурта в The Witcher, проходя над Понтаром, чтобы выделить отражения, прозрачность и многое другое. В New World мы бегали по Prydwyn и близлежащим джунглям, убивая монстров и стараясь как можно больше нагрузить GPU.
Для игр с трассировкой лучей мы тестировали их с использованием реконструкции, поскольку именно так эти технологии будут восприниматься реальными геймерами. Для графических процессоров AMD в нашем наборе мы использовали их AMD FidelityFX Super Resolution, когда это было возможно, а собственный XeSS от Intel, управляемый искусственным интеллектом, использовался, когда игра позволяла. В играх, которые позволяли это сделать, мы также протестировали DLSS с генерацией кадров и без нее, чтобы показать прирост при использовании новой технологии.
Оксенфурт, прохождение над Понтаром, чтобы подчеркнуть отражения, прозрачность и многое другое. По возможности мы каждый раз перезагружали один и тот же файл сохранения, чтобы время суток совпадало настолько близко, насколько это было возможно при каждом прохождении.
В каждой из игр, которые мы тестировали, трассировка лучей использовала какую-либо реконструкцию, будь то DLSS для карт Nvidia, FidelityFX Super Resolution для AMD или собственная технология XeSS от Intel, управляемая искусственным интеллектом. Мы решили провести тестирование с использованием этих реконструкций, чтобы показать реальную производительность, поскольку игроки активно используют трассировку лучей во время игры. Если вы включаете эффекты RT, то, скорее всего, вы используете какую-то реконструкцию для того, чтобы игра шла на более высоких частотах кадров.
Хотя многие пользователи будут переходить с GPU GTX 1060 или RTX 2060, у нас, к сожалению, не было ни одной карты в нашем стенде, которую мы могли бы протестировать. Поэтому мы протестировали карты Nvidia 30-й серии, семейство RX 6600 от AMD и новинку – графический процессор Intel A750 Limited Edition.
Тестовый стенд
- ПРОЦЕССОР: Intel i9-13900K
- Материнская плата: MSI MPG Carbon Wifi Z790
- Оперативная память: XPG DDR5 32GB RAM @ 5200Mhz
- Охлаждение: Жидкостный кулер Corsair H150i Elite LCD 360mm
- Хранение: Intel 760p 2TB M.2 NVMe SSD; Samsung 970 EVO 1TB M.2 NVMe SSD
- БЛОК ПИТАНИЯ: Gigabyte P1200 80+ 1200W Platinum
- Корпус: ASUS ROG Strix Helios
Карты Nvidia в комплекте:
- EVGA Nvidia RTX 3060 XC Black
- Nvidia RTX 3060 Ti Founder’s Edition
AMD:
- Power Color AMD Radeon RX 6600 Fighter
- MSI AMD Radeon RX 6600 XT Gaming X
- AMD RX 7600 Reference
Intel:
- Intel Arc A750 Limited Edition
Синтетические бенчмарки ASUS Dual RTX 4060
Как обычно, мы начинаем с синтетических бенчмарков. Хотя синтетические тесты не рассказывают всей истории, они дают представление об относительной производительности GPU. Мы использовали набор синтетических тестов 3DMark, нагружая GPU нагрузками DX11, DX12 и трассировкой лучей.
В тесте FireStrike 1080p при настройках по умолчанию мы видим, что ASUS Dual RTX 4060 уступает и RTX 3060 Ti, и эталонной плате AMD RX 7600. По сравнению с RTX 3060, общий балл здесь значительно улучшился: RTX 4060 показал 32%-ный рост общего балла.
В TimeSpy ситуация аналогичная, хотя мы видим, что RTX 4060 лидирует в общем зачете по сравнению с RX 7600 от AMD. Однако RTX 4060 все еще отстает от RTX 4060 Ti 8GB и даже от RTX 3060 Ti прошлого поколения. Интересно, что мы также видим лучшие показатели у менее дорогого GPU Intel Arc A750 Limited Edition, цена которого на Amazon в настоящее время составляет 239 долларов.
Игровые бенчмарки ASUS Dual RTX 4060
Поскольку RTX 4060 ориентирована на игроков с разрешением 1080p, мы протестировали наши игры, используя максимальные настройки в каждой игре как при 1080p, так и при 1440p, просто чтобы увидеть, каким потенциалом обладает GPU. И, честно говоря, мы остались под впечатлением от представленных цифр. Если вы хотите играть на максимальных настройках в современные игры в разрешении 1080p, карта RTX 4060 определенно подойдет для этого.
Такие игры, как Final Fantasy XIV, не являются новыми (они уже начинают праздновать свое десятилетие), но они по-прежнему привлекательны и являются одними из самых популярных MMO. В режимах 1080p и 1440p ASUS Dual RTX 4060 превзошла оба предложения AMD и Intel, уступив только RTX 4060 Ti 8GB и RTX 3060 Ti, которые обе карты имеют MSRP на сто долларов больше.
В Cyberpunk 2077 мы видим, что эта тенденция несколько изменилась, RTX 4060 опережает 3060 Ti с небольшим отрывом, хотя RX 7600 Reference занимает второе место в нашем тестировании в 1080p, опережая только 4060 Ti 8GB. В режиме 1440p RTX 3060 Ti немного выигрывает у RTX 4060, однако если вы рассматриваете вариант модернизации базового GPU RTX 3060, то RTX 4060 обеспечивает 20% прирост производительности в режиме 1440p.
New World, похоже, отдает предпочтение картам серии RTX 40, опережая конкурентов с большим отрывом. При средней скорости 119 кадров/с в 1080p RTX 4060 на 41% быстрее нашей модели EVGA RTX 3060 XC Black 12GB, и на 33% быстрее ближайшего ценового конкурента RX 7600. В режиме 1440p эта тенденция продолжается, и RX 7600 опережает ее на 35% (77 кадров/с у 4060 против 57 кадров/с у 7600).
В The Witcher 3: Wild Hunt ASUS Dual RTX 4060 продолжает обгонять своего конкурента AMD, демонстрируя 11%-ное улучшение производительности при 1080p. По сравнению с RTX 3060 разрыв гораздо больше, выигрывая у карты Ampere в среднем на 30%. Удивительно, но Arc A750 от Intel подобралась достаточно близко, чтобы занять четвертое место в нашем бенче, обойдя только две карты 40-й серии и RTX 3060 Ti – опять же, карту, которая продается по цене $399 (хотя сейчас ее можно найти немного дешевле).
Hitman 3 – тоже требовательная игра, последняя часть франшизы от IO Interacive нагружает визуальную составляющую – особенно трассировку лучей, о которой мы поговорим чуть позже. При максимальных настройках 1080p мы видим, что ASUS Dual RTX 4060 демонстрирует среднее значение 154 кадров в секунду, что на 11% быстрее, чем 138 FPS у RX 7600, и всего на 8% медленнее, чем RTX 4060 Ti 8GB (карта, которая стоит на 33% дороже в розничной продаже).
Синтетические и игровые бенчмарки ASUS Dual RTX 4060 Ray Tracing
В Порт-Ройяле ASUS Dual RTX 4060 показал более средние результаты, чем я ожидал, учитывая использование ядер Nvidia RT третьего поколения. Заняв четвертое место в нашем наборе после RTX 4060 Ti 8GB, RTX 3060 Ti и графического процессора Intel Arc A750 Limited Edition, RTX 4060 все еще является улучшением поколения по сравнению с EVGA RTX 3060 Black XC (увеличение на 19% по сравнению с 3060). Он также опережает все карты AMD, включая новую модель RDNA 3 RX 7600.
Мы также протестировали GPU в тесте 3DMark DLSS 3, показав относительный прирост производительности при использовании генерации кадров DLSS 3 в приложениях трассировки лучей. Мы видим устойчивый нисходящий график по мере продвижения вниз по линейке RTX 40, а RTX 4060 при использовании DLSS 3 в тесте показал приличные 49,11 FPS в 4K. Учитывая, что это не 4K-карта, впечатляет даже такой результат при использовании frame gen и как бы показывает смысл frame gen – просто предоставление пользователю производительности в мощных приложениях.
Однако, как мы всегда говорим, синтетика рассказывает только часть истории. Как она показала себя в наших реальных испытаниях?
Трассировка лучей – вот где 40-я серия демонстрирует свое превосходство в производительности над конкурентами. Ее RT-ядра третьего поколения опережают GPU AMD и Intel, даже при использовании реконструкции, и обеспечивают прирост производительности по сравнению с картами RTX 30-й серии.
В сравнении с RX 7600 Reference, ближайшим конкурентом RTX 4060 нового поколения, мы видим, что ASUS Dual RTX 4060 опережает карту AMD на 104% при 1080p при использовании DLSS 2, в то время как карта AMD использует FSR 2 для помощи в трассировке лучей. По сравнению с RTX 3060, чья дополнительная VRAM, безусловно, выполняет большую нагрузку, RTX 4060 все еще на 44% быстрее. При включении DLSS 3 все просто сдувается при 1080p, при этом RTX 4060 достигает в среднем 131 FPS в бенчмарке с генерацией кадров.
В 1440p эта тенденция сохраняется, и RTX 4060 демонстрирует 100% прирост производительности в среднем по сравнению с RX 7600. По сравнению с RTX 4060 Ti, более дешевая RTX 4060 всего на 12% медленнее – и это при том, что 4060 Ti стоит на 33% дороже по MSRP. Этот ценовой разрыв усугубляется, когда мы видим практически идентичные цифры при включенной генерации кадров в 1440p: RTX 4060 Ti 8GB демонстрирует среднее значение 86 кадров/с, а ASUS Dual RTX 4060 находится на уровне 85 кадров/с – вполне в пределах погрешности.
В Hitman 3 и The Witcher 3 наблюдаются аналогичные тенденции, причем RTX 4060 обходит все варианты AMD на нашем стенде (а также карты 30-й серии) еще до включения функции генерации кадров. Еще один момент, который я хотел бы отметить, это то, что в нашем тестировании Witcher 3, поскольку я сам перемещаю Геральта, а не использую заранее установленный бенчмарк, я могу сказать, насколько отзывчива DLSS 3 в реальном времени – и, честно говоря, она ощущается как родная. Я не замечаю никаких ощутимых задержек, вызванных генерируемыми кадрами, и хотя они, конечно, должны быть, но для меня они просто не ощутимы.
Тепловыделение, питание и акустика ASUS Dual RTX 4060
115 Вт – впечатляюще малый предел, особенно для GPU, предназначенного для работы с приложениями трассировки лучей. И все же RTX 4060 остается под нагрузкой в 115 Вт, хотя в некоторых более тяжелых задачах ему приходится уступать. В таких играх, как Cyberpunk 2077, RTX 4060 потребляла 112 Вт пиковой мощности, хотя это было при использовании перспективной трассировки контуров (подробнее об этом чуть позже).
При тепловых нагрузках GPU также ни разу не вспотел. Лишь однажды в ходе тестирования я увидел, что температура RTX 4060 превысила 60 градусов Цельсия (в Cyberpunk с включенной трассировкой путей), и все же это был лишь пик 60C. И даже во время всех этих бенчмарков я ни разу не слышал, чтобы GPU набирал обороты, хотя я видел, что вентиляторы вращались довольно агрессивно, пытаясь охладить GPU во время игр The Witcher 3 и Cyberpunk в моем тестировании.
ASUS Dual RTX 4060 – заключительные мысли и вывод
Итак, что все это значит? Для начала, это отличное обновление по сравнению с RTX 3060, по крайней мере, если вы уже хотите перейти на новую модель. Если у вас была старая карта, и вы хотите начать играть в игры с разрешением 1080p, особенно с трассировкой лучей, то это отличное решение, если вас не отпугивает цена в 299 долларов.
Цена в $299 в вакууме тоже неплоха для предлагаемой производительности. Однако, если взглянуть на нынешний игровой ландшафт 1080p, увидеть RX 7600 от AMD по цене $269 и впечатляющее предложение Intel A750 по цене $239, то цена 4060 кажется немного завышенной. И это несмотря на GPU, который, по результатам нашего тестирования, значительно превосходит обе модели как в растровых играх, так и в трассировке лучей.
В среднем RTX 4060 на 6% быстрее в 1080p без трассировки лучей по сравнению с EVGA RTX 3060 Black XC. При включении трассировки лучей (DLSS без включенного frame gen) этот показатель увеличивается в среднем до 34% по сравнению с 3060. И это для карты, которая на момент написания статьи стоит примерно столько же, сколько 3060 на рынке сейчас.
Хорошие поколения GPU должны обеспечивать более высокую производительность от поколения к поколению, но также предоставлять те архитектурные особенности на всех уровнях стека GPU, которые делают обновление особенно привлекательным. Это особенно актуально для недорогих карт, поскольку люди, тратящие 300 долларов на GPU, ищут эту ценность, а также возможность попробовать более высокую производительность нового поколения при более ограниченном бюджете.
RTX 4060 делает это, в частности, при генерации кадров в DLSS 3. Помните мое упоминание о Cyberpunk 2077 с использованием функции трассировки лучей? Без DLSS 3 эта игра была бы неиграбельна – и это важно понимать. Трассировка контура – это законная перспективная технология и передовой край трассировки лучей, который будет продолжать совершенствоваться и улучшаться по мере того, как все больше и больше игр будут использовать эту технологию. Тем не менее, она невероятно требовательна, даже на таких гигантах, как RTX 4090.
Возможность играть в Cyberpunk 2077 с полной трассировкой траектории, ультра-настройками в 1080p и получать отзывчивые 85 кадров в секунду в среднем (при этом потребляя менее 155 Вт энергии) – это просто безумие. Пусть это впитается в сознание – $299 – это трассировка путей, и в конечном итоге это также полностью играбельный опыт.
Для меня это также является весомым аргументом при взвешивании, стоит ли переходить с предыдущего GPU на 4060 или покупать консоль аналогичной цены. Эти перспективные функции просто недоступны на такой консоли, как Xbox Series S, которая на данный момент не может играть в Cyberpunk 2077 с любыми функциями трассировки лучей (или с частотой выше 30 кадров в секунду, если на то пошло).
Следует помнить, что по мере старения генерация кадров в DLSS 3 будет улучшаться, что было доказано с момента выхода DLSS на графических процессорах 20-й серии. Как я уже упоминал в нескольких обзорах, больше всего преимущества генерации кадров ощущают карты нижнего и среднего уровня: это справедливо и в данном случае.
The Witcher 3 ощущается и выглядит невероятно при игре с полной предустановкой RT Ultra с использованием DLSS 3, а новые игры, такие как Diablo 4, плавные и отзывчивые, каждый враг хрустит на земле с каждым взмахом моего клинка.
Однако меня все еще беспокоит объем памяти VRAM 8 ГБ, особенно когда карта, которую она заменяет, RTX 3060, вышла с 12 ГБ VRAM. 8 ГБ могут показаться ограниченными, особенно при трассировке лучей, поскольку структура BVH будет занимать столько VRAM, сколько ей нужно, независимо от разрешения. В таких играх, как The Witcher 3, при использовании режима RT я могу заметить выделение дополнительных 2 ГБ VRAM, и это заставляет меня задуматься, насколько хватит этих 8 ГБ, когда мы перейдем ко все более и более продвинутым играм.
Мы говорим о классе пользователей, которые держат свои GPU годами. 300 долларов – это большие деньги. Особенно при такой цене, поскольку у большинства пользователей просто нет большого количества свободных средств – особенно если учесть инфляцию в нашей повседневной жизни. Будет ли 8 ГБ достаточно для комфортной работы пользователя в течение следующих нескольких лет, даже с учетом того, что frame gen поможет добиться большей производительности в некоторых играх? Время покажет.
Цена по сравнению с конкурентами может быть негативным фактором для некоторых пользователей, но лично я считаю, что дополнительные преимущества DLSS 3 компенсируют это. Кроме того, в следующем месяце на горизонте появится RTX 4060 Ti 16GB, если для вас важна память VRAM, хотя этот GPU находится в другой ценовой категории. Если трассировка лучей не является для вас важным фактором – стоит обратить внимание на карты AMD RDNA 2, тем более что многие из них сейчас упали в цене, например, RX 6750 XT или даже RX 6700 XT, если вы сможете найти одну из них – обе качественно работают в режиме 1440p.
В конце концов, ASUS RTX 4060 является привлекательным вариантом модернизации по своей цене. При цене $299 это одна из самых доступных карт Nvidia за последнее время, и она использует преимущества архитектуры Ada Lovelace. Такие функции, как генерация кадров в DLSS 3 – это настоящая магия, благодаря которой опыт, обычно присущий картам более высокого класса, становится доступным ниже по стеку GPU. Серьезно, трассировка траектории на карте стоимостью менее 300 долларов – это просто безумие для меня. Это невероятно производительная карта для 1080p, которая также может работать в диапазоне 1440p, если вам нужно дополнительное количество пикселей, хотя VRAM все больше становится ограничивающим фактором.
Если у вас есть карта 60-й серии прошлого поколения или вы хотите более старый графический процессор, то ASUS Dual RTX 4060 заслуживает внимания.