Сообщество – это источник жизненной силы MMORPG. Сила сообщества позволяет удерживать игроков во время перебоев с контентом и привлекать новых. Частично помощь в развитии сообщества ложится на разработчиков, которые взаимодействуют с ним в значимой степени.
Для одних это сводится к внутриигровым мероприятиям, для других – к регулярным прямым трансляциям с участием знакомых членов команды сообщества. Другие разработчики проводят собрания игроков или поддерживают созданные игроками собрания, от небольших мероприятий до крупных событий, таких как EVE Fanfest, TennoCon или BlizzCon.
С тех пор как пандемия охватила весь мир, Pearl Abyss поддерживает общественные мероприятия везде, где есть сообщество, которое нужно поддержать. Начиная с небольших собраний, таких как “Оазис искателей приключений”, которые прошли в этом году по всем штатам, и заканчивая более крупными мероприятиями, такими как “Бал Калфеона” в декабре прошлого года, Pearl Abyss привлекает свое сообщество к участию в значимых мероприятиях.
На прошедшем в эти выходные TwitchCon Las Vegas компания Pearl Abyss провела первое мероприятие, ориентированное на создателей контента. Это вполне логично, учитывая, что на TwitchCon в долину Лас-Вегаса съезжается огромное количество создателей контента. Так, под огнями близлежащего Лас-Вегас-Стрипа создатели собрались в TopGolf Las Vegas, чтобы поесть, выпить, пообщаться друг с другом и разработчиками, а также, конечно же, поиграть в гольф.
Создатели контента с годами стали неотъемлемой частью взаимодействия с сообществом, особенно в таких играх с живым сервисом, как MMO и ARPG. Благодаря создателям контента новые игроки узнают об игре, существующие игроки остаются с игрой, а разработчики получают еще один способ привлечь игроков всех уровней, работая с самими создателями.
Установление отношений
Когда в 2018 году в Pearl Abyss America пришел генеральный директор Чонхи Джин (JJ), компания также только что приобрела исландского разработчика CCP Games, известного по созданию EVE Online. В то время CCP Games проводила ежегодный Фанфест в столице Исландии Рейкьявике, а также поддерживала слеты игроков по всему миру, взяв на себя проведение одного из них в Северной Америке – EVE Vegas. Джей Джей посетила EVE Fanfest в тот год, когда отмечалось 15-летие MMO, и была потрясена увиденным.
“Я была потрясена, я была так впечатлена“, – сказала Джей Джей в интервью во время мероприятия Creator’s Night в прошлые выходные. Я все время повторяла: “Боже мой, мы должны сделать что-то подобное“.
Похоже, что этот первый Фанфест для Джей Джей стал преобразующим, поскольку она встречалась с игроками EVE и всем сообществом в целом в течение всего уикенда. Как человек, посетивший множество EVE Fanfest и EVE-мероприятий по всему миру, я тоже могу это понять. Есть что-то особенное в этих мероприятиях, что действительно заряжает энергией, будь то новичок, осваивающийся в космосе, или закоренелый космический лорд, стремящийся к экспансии своей корпорации. Это сообщество действительно воплощает в себе этику людей, которых вы с удовольствием подстрелите в Новом Эдеме, а потом посмеетесь над этим за кружкой пива.
“Мне очень хотелось привнести этот опыт в сообщество Black Desert“, – говорит Джей Джей. Поэтому она приступила к работе, пообщалась с генеральным директором CCP Games Хилмаром Вейгаром Петурссоном, чтобы узнать о мероприятиях, получить данные и многое другое. После EVE Fanfest 2018 в Black Desert прошло несколько мероприятий – ни одно из них не имело такого масштаба, как Fanfest, но, тем не менее, все они служили определенной цели.
Одним из первых мероприятий, которое мы посетили, было мероприятие сообщества в рамках PAX East 2022, где Энтони Лоури (один из наших авторов Black Desert) впервые встретился с разработчиками и сообществом. Мероприятие, получившее название “Voice of Adventurers Event”, дало возможность североамериканским игрокам встретиться с членами команды Pearl Abyss, а также познакомиться с их сообществом, попутно угощаясь едой и напитками.
После этого команда проводила мероприятия по всему миру: Voice of Adventurers Europe 2022, мероприятия в рамках TwitchCon в Париже в начале этого года, мероприятия на Gamescom в 2022 и 2023 годах и многое другое. В Северной Америке с декабря прошлого года было проведено как минимум четыре мероприятия: Бал Калфеона (наиболее близкое по масштабу мероприятие к полноценному фанфесту) в Лос-Анджелесе в прошлом году, а также несколько мероприятий под названием Adventurer’s Oasis, направленных на встречу с сообществом, которые прошли в Сокале, Сиэтле и Нью-Йорке.
По словам Джей Джей, эти общественные мероприятия – это еще и способ для разработчиков в Корее встретиться с игроками со всего мира, пообщаться с ними и поучиться у них. Она рассказала мне, что на каждое мероприятие они стараются приглашать некоторых разработчиков из Кореи, хотя это не всегда получается. Это делается для того, чтобы игроки могли познакомиться с разработчиками, активно работающими над игрой, от художников до программистов, а также для того, чтобы корейская команда могла встретиться с игроками и пообщаться с ними предметно.
“Как разработчик игры, родившийся в Корее, большинство наших разработчиков – корейцы. Когда мы проводим такие мероприятия, я стараюсь приглашать наших разработчиков, программистов и художников, чтобы они могли встретиться и с североамериканскими игроками. Я думаю, что это было очень полезно для них, чтобы понять, что думают другие игроки за пределами Кореи и как они должны реагировать на некоторые вещи, которые вы делаете. Так что я думаю, что это было очень полезно в обоих случаях“.
Менее масштабные мероприятия в стиле “встреча-знакомство“, такие как “Оазис искателей приключений”, все равно по-своему значимы.
Однако мероприятие, прошедшее в эти выходные, было ориентировано на создателей контента – важную часть сообщества. Для многих студий создатели контента стали частью маркетинговой стратегии, разработчики налаживают отношения с такими стримерами, чтобы повысить узнаваемость бренда и ажиотаж вокруг своих игр. Многие студии теперь имеют партнерские программы, в рамках которых стримеры и создатели могут претендовать на роль послов брендов игр, в которых они специализируются, предоставляя им и их сообществам в целом льготы, способствующие развитию не только бренда, но и его создателя.
Джей Джей, как и многие другие руководители студий, рассматривает создателей контента и всю эту экосистему как важный аспект сообщества, особенно в условиях, когда традиционный маркетинг и способы привлечения аудитории становятся все менее эффективными.
“Я думаю, что традиционный маркетинг или PR уже не работают так хорошо, как раньше“, – сказал мне Джей Джей во время Ночи создателей в Лас-Вегасе в выходные. “Именно создатели контента привлекают других игроков попробовать что-то новое. Эти ребята действительно являются евангелистами вашего бренда“.
Работа с создателями
Один из самых плодовитых стримеров Black Desert Online, Чойс, присутствовал на мероприятии Creators Night. Выступая перед залом, полным создателей, жаждущих перенять его опыт, Чойс рассказал о развитии канала во время игры в Black Desert, затронув самые разные темы – от того, что стримить, до того, когда выходить в прямой эфир, и многое другое.
Чойс рассказал мне, что он практически полностью играет в Black Desert Online на стриме, за исключением спонсорских программ, которые заставляют его время от времени переключаться.
“У меня действительно нет другой игры, которую я транслирую“, – говорит Чойс. “И это не потому, что я не могу, а просто потому, что я люблю Black Desert и получаю от нее истинное удовольствие. В нее я играю чаще всего, даже когда не веду трансляции“.
Я могу подтвердить, что если вы играете в игры для своей работы, то это признак игры, которая вам действительно нравится, когда вы хотите играть только в нее в свободное от работы время.
Работа с создателями контента – это ключ к развитию яркой творческой сцены и долгосрочному привлечению игроков. Такие мероприятия, как TwitchCon Vegas или Adventurers Oasis, – это отличный способ для создателей (и всего сообщества) встретиться и поприветствовать разработчиков, а также отличный способ для разработчиков поучиться у игроков. И, как говорит Джей Джей, есть что-то ценное в личной встрече по сравнению с общением через экран.
“Я действительно считаю, что лучший способ узнать других людей – это личное общение“, – пояснила она. “Иногда кажется, что ты знаешь кого-то через экран. Я также часто смотрю трансляции. Но на самом деле это совсем другой опыт, когда я наконец-то вижу человека лично и узнаю его, его характер, то, что ему действительно нравится и не нравится, и слушаю его реальные отзывы вне его потоков. Мне кажется, я узнаю гораздо больше“.
Такое взаимодействие между игроком и командой разработчиков – это то, что каждый создатель, с которым я разговаривал во время мероприятия, назвал положительным, включая KanonXO, стримера из Южной Кореи, который присутствовал на мероприятии.
“Pearl Abyss была просто выдающейся“, – сказал мне KanonXO во время мероприятия. Если бы я не считал, что они отлично справляются со своими создателями, я бы просто сказал: “Да, они неплохие, вполне приличные”. Но они просто очень впечатляют“.
Чойс, который сотрудничает с Pearl Abyss практически с тех пор, как начал стримить Black Desert, получил несколько отличных возможностей в рамках программы для создателей. Он даже летал в Корею, чтобы встретиться с командой, создавшей игру, а также стримить одну из других игр Pearl Abyss – недолговечную Shadow Arena от GStar 2019. KanonXO, в свою очередь, также имел возможность встретиться с корейской командой разработчиков, участвуя в партнерской программе, и предоставлять разработчикам прямую обратную связь.
Именно эта близость, эта прямая связь с разработчиками делает эти отношения столь ценными для всех участников. Джей Джей говорит о том, что эти мероприятия ценны не только для игроков, но и для разработчиков и тех, кто работает над самой игрой. Возможность принимать отзывы от искателей приключений, будь то хорошие или плохие, имеет огромное значение для улучшения игры. И создатели, участвующие в партнерской программе, чувствуют, что эта прямая связь невероятно ценна, даже если эта обратная связь не всегда учитывается.
“Уровень того, что мы можем напрямую высказать свои опасения ГМам и СМам, которые передадут эти отзывы разработчикам в Корее, очень и очень высок“, – говорит Чойс. “Даже если отзывы не принимаются напрямую, я чувствую, что не безнадежен в том, что мой голос будет услышан. Я, по крайней мере, знаю, что отзывы принимаются и передаются. Я чувствую, что это очень, очень хорошая программа; она очень инклюзивна“.
“Команда также прислушивается к мнению создателей контента“, – вторит ему KanonXO. “Они принимают отзывы, и им не все равно, и тот факт, что мы сейчас разговариваем на этом мероприятии, является тому подтверждением“.
Поиск ниши
Создатели Black Desert Online также сосредоточены на совершенно разных вещах, что, похоже, подчеркивает Pearl Abyss при работе с ними. Чойс начинал с Node Wars в Black Desert, за что и получил известность в сообществе. Однако за время его стриминга ситуация несколько изменилась, и он стал более заметным и сфокусированным стримером.
“Когда я только начинал стримить, в Black Desert была часть контента под названием Node Wars, и именно эта часть контента была основной, за которую меня знали, потому что я очень хорошо в ней выступал. Поэтому я всегда начинал свой стрим с этой части контента, а затем переходил ко второй половине стрима, где я общался с чатом и т.п.“.
Чойс описывает ситуацию, в которой он чувствовал, что в то время ему было не до того, чтобы рассказывать о новых обновлениях и рассказывать о них, поскольку в то время он был небольшим стримером, но с годами он сместил акцент, и теперь, по мере своего роста, он начинает каждый стрим именно с этого. Теперь каждый стрим начинается с общения Чойса с сообществом об обновлениях и событиях в Black Desert, а содержание Node Wars он оставляет для “главного события”.
KanonXO, тем временем, предлагает интересный ракурс для тех новых игроков, которые заинтересовались Black Desert, но не знают, с чего начать. Как создатель, игравший в BDO еще во времена ее появления в Юго-Восточной Азии, Канон на несколько лет покинул игру, но вернулся в июле этого года. Хотя стриминг Black Desert после его возвращения не был его первым опытом в стриминге – до этого он был напарником стримера Lost Ark, – он представляет собой уникальную точку зрения, поскольку вернувшемуся игроку приходится фактически заново изучать игру.
Чойс дал мне ключевой совет, когда его спросили, что бы он посоветовал начинающим стримерам, стремящимся к развитию: не бойтесь играть на заднем сиденье. KanonXO, похоже, взял этот совет на вооружение, поскольку большая часть его стримов построена на ознакомлении себя и новых игроков с контентом, который они могли раньше не видеть, а люди в чате помогают им в этом. Впрочем, помогает и то, что KanonXO уже играл раньше, так что ему не нужно многого, чтобы “понять”, что происходит.
“У меня была уникальная возможность, когда я вернулся, потому что многие новые стримеры были забывчивы“, – объясняет KanonXO. “Так что это был действительно сырой опыт нового игрока. Для меня это было немного по-другому, потому что я очень хорошо знал игру, так как играл в нее no-lif. Но я не обратил внимания на новые изменения. Таким образом, получилась интересная, сбалансированная смесь из того, что я знаю, что делаю, и того, что моя аудитория может меня поддержать. То есть вместо того, чтобы аудитория говорила мне что-то сделать, а я понятия не имел, о чем они говорят, они говорили что-то, а я сразу же принимал и понимал, что они говорят. Поэтому я чувствую, что это немного улучшило их впечатления от просмотра“.
“Романтические отношения”
Во время мероприятия Джей Джей приравнял отношения разработчика MMORPG и сообщества, даже участников партнерской программы, к “очень преданным романтическим отношениям“. Бывают взлеты и падения, но в конечном итоге эти отношения строятся на страсти – страсти создателей к игре и реальном желании Pearl Abyss сделать Black Desert Online лучшей MMO, какой она может быть для своего сообщества.
Это означает, что иногда они причиняют друг другу боль, особенно когда обратная связь не всегда дается наилучшим образом, особенно когда она доставляется через анонимность, которую может обеспечить Интернет.
“Иногда мы причиняем друг другу боль“, – объясняет Джей Джей. “Но я думаю, что мы понимаем, что это происходит от страсти“.
Как объяснил Джей Джей, люди, которые злятся и оставляют подобные отзывы, но продолжают играть в игру, – это ценная обратная связь. Очень многие неудовлетворенные игроки прекращают игру, не объясняя причин.
“Но наши игроки, которые жалуются или оставляют плохие отзывы, хотят перемен, хотят улучшений. Так что это те вещи, которые, на самом деле, мы должны слышать чаще, потому что довольные игроки действительно ничего не говорят“.
Личная встреча с сообществом и создателями контента на таких мероприятиях, как представляется, устраняет плохие аспекты этих отзывов, поскольку люди склонны больше раскрываться при личной встрече.
“Я думаю, что на таких мероприятиях люди становятся добрее“, – со смехом сказал Джей Джей.
Помогает и то, что разработчикам небезразлично мнение сообщества. Об этом говорили все, с кем я общался, как в рамках интервью, так и просто так: Pearl Abyss заботится о своем сообществе и о том, что оно думает”.
“Я понял, почему игра как MMORPG спустя X лет все еще существует и развивается“, – сказал KanonXO. “Все в офисе искренне любят свою игру“.